Гадание на капитальном счете
ЦБ и Минэкономики сблизили оценки оттока капитала
Банк России и Минэкономики снизили оценку чистого оттока иностранного капитала в первом квартале, объявив, что в апреле он оказался минимальным с начала 2014 года. Чиновники сошлись на том, что по итогам года из России утечет не более $90 млрд и что фундаментальных причин для реализации такого сценария по-прежнему нет, а риски его несостоятельности слишком велики.
В прошедшую пятницу чиновники Центробанка, Минэкономики и Минфина на разных площадках активно обсуждали краткосрочные перспективы чистого оттока иностранного капитала из РФ. Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, глава ЦБ Эльвира Набиуллина объявила об уточнении оценок показателя за первый квартал 2014 года. Вместо $68 млрд, учитывающих замаскированный отток капитала в виде размещения российскими банками средств в валютных обязательствах ЦБ (валютные корсчета и сделки "валютный своп"), цифра снижена до $63 млрд. При этом данные о чистой покупке наличной валюты домохозяйствами пересмотрены с $20 млрд до $10 млрд. Новые оценки Минэкономики еще скромнее: в первом квартале утекло $50 млрд, а не $65-70 млрд, как предполагали аналитики министерства, заявил в пятницу в кулуарах Астанинского экономического форума заместитель главы ведомства Андрей Клепач.
Указывая, что основными причинами всплеска оттока в марте, на который пришлось около половины названной цифры, стали ожидания девальвации и рост инфляционных ожиданий, чиновники в один голос объявили о "существенном" сокращении бегства компаний и населения в валюту по итогам апреля. "С учетом того, что и курс рубля стабилизировался... мы видим резкое снижение оттока капитала,— заметила госпожа Набиуллина.— Если ситуация будет стабильной, то, на наш взгляд, не будет роста такого оттока (спровоцированного ожиданиями девальвации.— "Ъ"). Пока наша рабочая оценка в целом по 2014 году — $85-90 млрд, то есть предполагает резкое замедление во втором, третьем и четвертом кварталах". "Снова увеличиваются депозиты банков. Наблюдается некоторый возврат населения в систему организованных сбережений. Улучшается валютная структура депозитов. Это означает, что технически мы столкнемся с чем-то вроде притока капитала",— вторил ей днем ранее глава Минэкономики Алексей Улюкаев, предположив, что такая положительная тенденция "возможна уже сейчас".
Предположения господина Улюкаева пока не оправдываются. "Ъ" уже неоднократно отмечал, что часть купленной в марте населением валюты действительно вернулась в апреле в рубли, в том числе на банковские депозиты, но массового возврата компаний и домохозяйств в рубли в апреле не наблюдалось (см. "Ъ" от 23 мая). В Астане Андрей Клепач признал, что в министерстве пока нет оценок оттока капитала в апреле. Их в пятницу обнародовала Эльвира Набиуллина — с учетом свопов $4,6 млрд. Впрочем, эта цифра свидетельствует лишь о том, что вероятное сокращение дефицита текущего счета платежного баланса на фоне сжатия импорта, потраченные ЦБ за первый квартал $40 млрд резервов и увеличенная ставка смогли смягчить давление на рубль и успокоить валютный ажиотаж граждан и компаний. При этом госпожа Набиуллина фактически признает, что "связанный с бегством из российской юрисдикции, поиском более эффективного вложения средств в экономиках других стран" отток, зафиксированный в апреле, остается на прежнем стабильно высоком уровне.
Пока же в Банке России и Минэкономики сошлись на том, что отток в 2014 году не превысит $90 млрд. Условием для этого, по словам главы ЦБ, должно быть "создание среды надежного эффективного инвестирования с защитой прав собственности и сохранением сбережений", а по словам Андрея Клепача — отсутствие внешних шоков, связанных с падением цен на нефть или обострением геополитической ситуации.