Архитектура с приятными излишествами
Россия отпраздновала 100-летие национального павильона в Венеции
На прошлой неделе в Венеции открылась XIV архитектурная биеннале, где российский проект Fair Enough получил специальный приз, а музей современного искусства "Гараж" и куратор проекта институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" устроили закрытый ужин в честь 100-летия Русского павильона. Мероприятие в палаццо Пизани Моретта посетили владелица "Гаража" Дарья Жукова, владелец "Стрелки" Александр Мамут, совладельцы "Винзавода" Роман и Софья Троценко, директор Политехнического музея Юлия Шахновская, совладелец Access Industries Леонард Блаватник, а также куратор биеннале архитектор Рем Колхас.
Для стран-участниц тема биеннале была сформулирована господином Колхасом так: "Как архитектура стала современной: 1914-2014". В этом смысле кураторам российского павильона и стены помогали: в 1914-м в венецианских садах Джардини по проекту Алексея Щусева было построено небольшое изящное здание в неорусском стиле под стеклянным куполом, с балкона которого открывается великолепный вид на воду. Впрочем, гости официальной церемонии открытия Fair Enough вспоминали не развитие современной архитектуры на примере господина Щусева, но больше биографию архитектора, дворянина по происхождению, лауреата четырех Сталинских премий, который начинал с реставрации храмов, затем построил Казанский вокзал, а в итоге обрел всенародную популярность, став автором Мавзолея на Красной площади.
В этот раз в павильоне была устроена выставка-ярмарка. У входа стояли две рослые девицы в розовых колготках и пилотках, которые приветствовали посетителей. Затем гости попадали в помещение, разделенное на части павильонами-закутками. "Мы придумали компании, ни одна из которых не существует, но каждая из которых основана на какой-нибудь российской архитектурной идее",— поясняла один из кураторов Fair Enough Дарья Парамонова. Так, в качестве примера здания, способного перенести любые катаклизмы вплоть до зомби-апокалипсиса, был представлен жилой комплекс на Тульской, который многие называют "лежащим небоскребом". Другая фирма, Estetika Ltd., предлагала разнообразить "Москва-Сити" небоскребом, похожим на один из куполов храма Василия Блаженного.
Неподалеку от павильона стоял господин Мамут, владелец института, ставшего куратором Fair Enough, и делал вид, будто не нервничает, а сам нервничал. Но в Джардини в этот день собралась публика, способная оценить не только иронию, но даже самоиронию, так что вскоре господин Мамут просто стоял и принимал поздравления. Кстати, глава Минкульта Владимир Мединский, фигурировавший во всех списках гостей, в Венеции так и не появился, о чем активно, но вполголоса говорили на открытии выставки "Михаил Рогинский. По ту сторону Красной двери" в институте Ка`Фоскари днем позже.
"У нас настолько хорошая выставка, что даже очень жаль, что политическая конъюнктура едва ли позволит членам жюри дать нам приз",— сокрушалась на ужине, посвященном 100-летию павильона, искусствовед Александра Лекомцева. С ней не соглашался супруг, член правления "Открытия" Алексей Карахан: "Мне кажется, один из призов наш павильон точно получит, потому что он лучший, а политика — не главное". Так или иначе, в Венеции в эти дни русский стиль вполне прижился: в воскресенье, когда гости открытия биеннале спешили в аэропорт, оказался наглухо перекрыт Гранд-канал — как московская трасса во время проезда правительственного кортежа. А российский павильон удостоился специального приза биеннале, о чем стало известно спустя два дня после превью.
Ужин, во время которого не было произнесено ни одной официальной речи, проходил на третьем этаже палаццо Пизани Моретта, и его гастрономический стиль был неуловимо русским: то василек среди омаров окажется съедобным, то белые грибы оттеняют палтус. В отсутствие громких тостов гости говорили о своем: госпожа Троценко об участии в мигрирующей выставке современного искусства Manifesta, которая пройдет в конце июня в Петербурге, исполнительный директор ММСИ Василий Церетели призывал не пропустить открытие павильона Moscva в церкви Санта-Мария-делла-Пьета, назначенное на следующий день. Куратором этой выставки, участвующей в параллельной программе биеннале, стал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Господин Блаватник тоже делился архитектурными новостями: в данный момент он строит в Майами некий объект коммерческой недвижимости, который обещает стать лучшим отелем и лучшим развлекательным центром на побережье.