Реформа пошла по муниципалитетам
Регионы думают о делении городов на районы
Челябинск станет первым и пока единственным городским округом с делением на семь внутригородских районов. Заксобрание области намерено принять проект регионального закона о реформе 10 июня. Другие субъекты РФ пока не форсируют реорганизацию системы власти крупных городов — у них есть полгода на принятие решения. Эксперты считают, что в регионах, где мэры не конфликтуют с губернаторами, реформа не понадобится.
Челябинск может стать первым городом, в котором органы МСУ будут формироваться по новой модели городского округа с делением на внутригородские районы согласно поправкам к закону о МСУ (президент подписал закон 26 мая). Напомним, согласно закону регион выбирает модель муниципальной власти из четырех вариантов. Мэр может избираться на прямых выборах и возглавить администрацию или городское собрание, а также — из состава городской думы. Четвертую — новую в законодательстве о МСУ — модель выбрали региональные законодатели для Челябинска.
В Челябинске в семь районных дум предлагается избрать 170 депутатов. Гордума будет сформирована из 49 депутатов райдум (ее состав увеличится на 13 человек), которые выберут из своего состава главу города — спикера думы. Глава Челябинска уже избирается из состава гордумы (за хозяйство отвечает сити-менеджер), а на публичных слушаниях в конце прошлой недели горожане поддержали еще и отказ от выборов гордумы. Областной парламент собирается принять законопроект 10 июня, а выборы по этой схеме пройдут уже в сентябре. Вопросы "перераспределения полномочий между городом и районами и их финансирования", по словам главы исполкома челябинского отделения "Единой России" Александра Мотовилова, "будут решаться в 2015-2016 годах, а сейчас надо решить вопросы, связанные с созданием райдум и полномочиями их депутатов".
По мнению челябинского политолога Андрея Лаврова, особых причин проводить местную реформу в регионе нет, а временно исполняющему обязанности губернатора Борису Дубровскому она нужна, чтобы "улучшить свои позиции в Кремле накануне выборов". "Федеральная власть сделала на него ставку, и ему нужно себя зарекомендовать",— поясняет эксперт. При этом глава Ассоциации сельских и городских поселений области Юрий Гурман предупреждает, что по уставу Челябинска согласие жителей на преобразования выражается через референдум: "Иначе реформу можно оспорить в Конституционном суде".
Глава Свердловской области Евгений Куйвашев склоняется к разделению Екатеринбурга на семь районов, что предполагает не только отмену выборов главы города (глава Екатеринбурга избирается на прямых выборах и возглавляет гордуму) и гордумы, но и досрочное сложение полномочий мэром Евгением Ройзманом и действующими депутатами. Делению Екатеринбурга на районы активно сопротивляются мэрия (о митинге против местной реформы "Ъ" писал 7 июня). Согласно закону о МСУ, мнение жителей при реформировании должно быть учтено. Мэрия борется, чтобы был проведен референдум, решения которого обязательны для исполнения. А советник губернатора Анатолий Гайда уверен, что "это могут быть опрос или публичные слушания (их итоги носят рекомендательный характер.— "Ъ")".
Пока не решена судьба крупных городов Хабаровского и Приморского краев. Депутаты краевых парламентов, как и гордум Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре и Владивостока, против изменений. Вице-спикер заксобрания Приморского края Джамбулат Текиев назвал закон о МСУ "неоднозначным, потому что каждая территория видит ситуацию по-разному". Спикер гордумы Хабаровска Сергей Савков уверен, что "губернатор и мэр не допустят такой реконструкции". Глава гордумы Комсомольска-на-Амуре Светлана Баженова сказала "Ъ", что "относительно небольшие размеры города" помогут ему избежать реформирования.
А вот в поселениях власть реформируется без проблем. Вслед за Волгоградской и Московской областями (см. "Ъ" от 30 мая) парламент Камчатского края отменил прямые выборы глав поселений и ввел в них должность сити-менеджера. Политолог Виктор Бурлаков отмечает, что новым законом усиливается влияние краевой власти на выбор сити-менеджеров (в конкурсных комиссиях 50% представителей регионов), а для Дальнего Востока, где огромные расстояния, управление через ставленника региона "позволит избежать излишней неуправляемости, когда глава муниципалитета конфликтует с региональной властью". Впрочем, по мнению главы Общероссийского конгресса муниципальных образований, сенатора Степана Киричука, "там, где избранные мэры нормально работают, и у них нет конфликтов с губернаторами, менять что-либо не имеет смысла".