Лица БАМа
Байкало-Амурская магистраль стала не только одной из самых масштабных строек века, но и "университетами" для целого поколения советских людей. Кто они — участники большого проекта?
1970-е гг. Первый отряд строителей БАМа перед отправлением на стройку
Виктор Печеницын, столяр из Ангарска, 1975 год
Алезий Стриганов раньше работал на тепловозе, а теперь он плотник, 1975 год
Москвичка Нина Дроздова на строительстве БАМа, 1975 год (ПОВТОР)
Константин Слезин — парень основательный и серьезный, управляет экскаватором, 1975 год
Строитель Нерюнгри — бригадир плотников Анатолий Кадурин, 1975 год
Студенты строительного отряда на БАМе: Олег Бармашов (слева), Юрий Боровков и Николай Бородин, 1975 год
Второклассница Римма Гафарова приехала на БАМ с папой-шофером (в руках у девочки — щенок по кличке Белка), 1975 год
Этот снимок фотограф назвал просто: "Жажда", 1976 год
Отделочница Тамара Макарова холода не боится, 1977 год
Строитель БАМа, 1985 год
Строитель Байкало-Амурской магистрали с дочками, 1980 год
Монтажник за работой — на строительстве БАМа, 1980 год
Изыскатель Владимир Фомченко, 1974 год
Фото: архив "Огонька" / архив
Инженер Владимир Лейкин — член изыскательской партии, 1974 год
Фото: архив "Огонька" / архив
Лариса Садкова на станции Лена-Восточная "дает зеленый", 1976 год
Фото: архив "Огонька" / архив
Эльвира Тищенко — учитель в новой школе Улькана. И это тоже БАМ, 1976 год
Фото: архив "Огонька" / архив
БАМ строили всем Советским Союзом — это не фигура речи и не клише пропагандистов тех лет. К примеру, в 1975 году "Огонек" представлял строителей своего "подшефного" участка — от Лены до Западного портала Байкальского тоннеля. Вот один из них — начальник строительно-монтажного поезда Анатолий Фролов, "комсомольской закваски, и на лыжах, и в хоккей, и на вид неплох". Он объяснял корреспонденту журнала: "Мы, как говорится, не дорогу — людей строить будем. Обкатка поколения". И ведь обкатывали. Кто сюда только не приезжал и кем не работал: Иосиф Обора из Минска вообще-то окончил мореходное училище и даже ходил в загранрейсы, а после службы в армии решил рвануть на БАМ и стал путейцем. Или вот Алезий Стриганов: работал на тепловозе — переквалифицировался в плотники. А для начальника "Бамстройпути" Валентина Мокровицкого БАМ, напротив, оказался уже четвертой стройкой, до нее были Тайшет — Лена, Абакан — Тайшет, Хребтовая — Усть-Илим. На "стройке века" побывали и многие знаменитые впоследствии люди, например, первый президент Азербайджана Гейдар Алиев и экс-министр транспорта РФ Игорь Левитин. А уж география строителей оказалась и вовсе невероятной: в один из приездов на БАМ корреспондент "Огонька" встретил девочку, Римму Гафарову, на БАМ она приехала вслед за отцом, шофером, из далекой Башкирии. Характерная деталь — на станции Лена тогда висели объявления: люди хотели обменять квартиры, кто во Фрунзе, кто в Армавире или Ростове, на скромный Усть-Кут.
БАМ дал стране не только новые лица, но и новые имена: например, Бамине — в честь БАма. "История, в общем-то, несложная,— рассказывал в "Огоньке" один из строителей магистрали Владимир Саруханян, назвавший так свою дочку.— Пока я гадал, как назвать ребенка, если родится сын, появилась дочь. Тут, конечно, весь поселок узнал о событии, и пошли меня поздравлять. Кто просто руку пожмет, кто предлагает имя для девочки. Но все мне не нравилось, все не то. И вообще голова кругом! Ребенок родился, а дома еще нет. Не в палатку же ее... Пошел к начальнику поезда, спрашиваю: "Для кого это там первый домик строится?" "Для тебя, для Карине и для дочки,— отвечает начальник.— Назвали-то как?" Я подумал-подумал и говорю: "Бамине назвали, на БАМе она родилась — пусть будет Бамине...""