"Метания правительства вокруг квартирного вопроса — классический цугцванг"
Дмитрий Медведев пообещал затормозить рост коммунальных тарифов уровнем инфляции. Об этом премьер-министр заявил в минувшую пятницу на Всероссийском форуме в Челябинске. По его словам, увеличение цен за услуги ЖКХ будет ограничено на ближайшие четыре года. Подход к решению жилищно-коммунальных проблем должен быть принципиально другим, полагает предприниматель Антон Хреков.
Дмитрий Медведев, наверное, собирался кого-то утешить, когда запретил тарифам ЖКХ обгонять инфляцию. Но, перед этим сам же, по сути, объяснил, почему делать так ни в коем случае нельзя. Площадь аварийного жилого фонда, рассказал он, 12 млн кв. м. Треть сетей — изношены. Долги потребителей перед снабженцами огромны. При этом, тут уже добавлю от себя, едва ли не платят из-за тотальной нищеты: просто наш человек сам решает, заслуживает продавец оплаты или нет.
Еще одна цифра ввергла в ступор даже меня: армия коммунальщиков составляет 2 миллиона человек. Это, если пересчитать на долю трудоспособного населения, — два Новосибирска.
Метания правительства вокруг вечнобольного квартирного вопроса — классический цугцванг, когда следующий ход делать страшно. При таких тарифах, таких потерях и такой коррупции в отрасли совершенно неважно, на сколько процентов повышать. Двухмиллионная армия будет хотеть есть, инфраструктура — хиреть дальше, а потребители — считать, что платить тут как-то даже неприлично.
Мне кажется, что пути выхода всего два.
Первый — объявить главные элементы ЖКХ стратегической отраслью, как национальная оборона. А может быть даже как система исполнения наказаний. Национализировать тепло- и водоснабжение и водоканал. Признать, что конкуренция тут невозможна уже на идейном уровне, ибо проложить два водопровода нереально. Объявить работников этих организаций по факту госслужащими. И — единые тарифы, конечно же, дотационные. На первое время перевести все это в подчинение МЧС, попросив Сергея Шойгу вернуться.
Второй путь — постепенное создание параллельного ЖКХ, нового, которое на ступень выше и лучше старого. Как-то мне выпало ехать из Владивостока в Находку в одной машине с голландцем: я силился объяснить, почему через все попутные поселки городского типа тянутся жуткие по виду и депрессивные по духу теплотрассы, но так и не смог: это ли наши бездуховные скрепы? В мире есть целые страны, где не знают, что такое центральное отопление в жилом секторе: газовая котельная есть в каждом доме. Геотермальный обогрев — тоже штука дорогая, но сначала: потом наступает экономия. Где-то в России сгодится и солнечная энергия. А где-то достаточно вложиться в добротную теплоизоляцию домов.
Но сколько ни мечтай, какой процент населения реально готов на стартовые инвестиции, на большую плату в обмен на качество сетей и услуг? 10%? 15%? Сколько захотят вложиться в лишение чиновников коррупционной ренты и в прекращение бандитизма среди управляющих компаний, вроде ООО "ДЕЗ" в Красногорске и примкнувшей к ней федеральной судье Пучковой, о которых я как-то имел несчастье рассказывать на волнах "Коммерсантъ FM"? Как ни считай, выйдет явно меньше тех 60%, что по официальным данным опросов у нас "недовольны качеством ЖКХ".
Увы, какой вопрос ни возьми, хоть суды, хоть школы с институтами, хоть отопление с канализацией, страна упрямо делится на тех, кто хочет включить мозг, ноги и руки для трудного хода вперед, и на тех, кто в танке.
Как пел еще в начале 90-х один известный "музыкант", "трудно слить унитаз до неба; легче крыть это все — матом".