Состязание разных
Кирилл Разлогов о конкурсной программе ММКФ
На этот раз, отбирая картины для конкурса, мы сознательно создали заведомо полемичную ситуацию, то есть сделали ставку на разнообразие и контрасты. Быть может, такое решение возникло в какой-то степени из-за того, что ушел из жизни наш коллега Владимир Дмитриев, неизменно стоявший на страже классических ценностей, и с нами начал работать молодой Стас Тыркин, приверженец экстрима.
Как бы то ни было, картина сложилась весьма своеобразная.
Мечтой отборщика я бы назвал картину "Бети и Амар", поскольку она одна позволяет отчитаться чуть ли не за весь земной шар, будучи совместным производством Германии, Испании, Канады, Румынии, США и Эфиопии. Режиссер Энди Зиге намешал коктейль из ретро, войны в Эфиопии 1930-х годов, вампирической страсти (отсюда, вероятно, появление среди стран-сопродюсеров родины графа Дракулы) и систематических переворотов в мозгах ("свои" здесь нередко оказываются злодеями, а чужие — спасителями).
Переворот в мозгах — любимый прием Валерии Гай Германики, и она остается ему верна в фильме "Да и да". Здесь намеренно и провокационно нарушаются все возможные и невозможные запреты, а целостность произведения удерживается неистовым темпераментом автора.
Изощренная структура турецкого "Света моих очей" (режиссеры Хакки Куртулуш и Мелик Сарачоглу) противостоит полулюбительской простоте "Репортера" (режиссер — завсегдатай Московского МКФ голландец Тейс Глогер).
Николас Триандафиллидис в "Сентименталистах" открыто опирается на кровавое наследие (уже наследие!) Квентина Тарантино, а заслуженная и по-своему знаменитая немка Дорис Дерри в фильме "Все включено" явно подражает (если не завидует) циничному юмору Педро Альмодовара.
Очевидная политическая актуальность и бесспорная художественная самобытность сближают образец украинского поэтического кино "Братья. Последняя исповедь" Виктории Трофименко и пацифистский израильский фильм "Прибежище" Амикама Ковнера.
Разумеется, в конкурсе мы найдем и фильмы традиционной для Европы проблематики. Швейцарская "Страна мечты" неистовой Петры Фольпе рассказывает о мытарствах болгарской проститутки в самой благополучной из стран, как бы вторя другой программе фестиваля "Европа плюс Европа".
"Хардкор диско" (дебют Кшиштофа Сконечного) вновь рассматривает музыкальные и сексуальные пристрастия молодежи на фоне вечного польского морального беспокойства — темы, которую подробно раскрывает и юбилейная программа фильмов Кшиштофа Занусси.
На другой стороне жанрово-стилистического спектра оказывается образец "французского качества" — "Круговерть" Марка Фитусси. США и Великобритания (при участии Германии) предлагают шпионскую драму известного режиссера Антона Корбейна "Самый опасный человек". Фильм стал сенсацией "Сандэнса", и теперь мы делим его европейскую премьеру с фестивалем в Эдинбурге.
До недавнего времени откровенно жанровое кино считалось "нефестивальным". Его уделом был прокат. В последние годы (начиная с Каннского кинофестиваля, на котором Тьерри Фремо собрал семь американских фильмов популярных жанров) ситуация полностью изменилась. За "чистый жанр" на ММКФ отвечает иранская экстремально слезоточивая мелодрама Маджида Резы Мустафави "Неспелые гранаты" — образцовая история женской судьбы.
Известный корейский режиссер Син Ен Сик представляет фантастическую философскую драму "Из породы пернатых". Картина носит экспериментальный характер — она была сделана в рамках цифрового спецпроекта кинофестиваля в Чонджу.
Японская картина "Мой мужчина" (режиссер Кадзуеси Кумакири) — экранизация скандально знаменитого в Японии романа, чем-то напоминающего набоковскую "Лолиту",— история страсти, связавшей на всю жизнь маленькую жертву землетрясения и ее взрослого спасителя.
И наконец, образец визуальной антропологии — "Белый ягель" Владимира Тумаева, наглядно доказывающий и многоплановость и многообразие отечественного кино, и самобытность культур народов нашей страны, в данном случае на примере ненцев.
20 фильмов, которые нельзя пропустить
Расписание на www.moscowfilmfestival.ru