"Этот законопроект решает проблемы и обороноспособности страны, и студентов, и их родителей"
Госдума рассмотрит законопроект о службе студентов в армии без отрыва от учебы
Студенты вузов будут проходить военное обучение вместо службы в армии. Группа членов Совета федерации и депутатов Госдумы во главе с Валентиной Матвиенко внесла в парламент соответствующий законопроект. Соавтор законопроекта депутат Владимир Гутенев обсудил ситуацию с ведущими "Коммерсантъ FM" Максимом Митченковым и Натальей Ждановой.
Согласно документу, студентам будет дано право во время учебы проходить еще и военное обучение, которое будет засчитано как срочная служба. Ранее эту идею уже озвучивал министр обороны Сергей Шойгу, он заявил, что армии нужны образованные резервисты.
М.М.: Это возвращение военной кафедры или это после учебы студенты будут куда-то ходить заниматься?
В.Г.: Во-первых, военные кафедры у нас никуда не пропадали, их было просто очень-очень мало, и они были чрезвычайно востребованы.
М.М.: Я имею в виду возвращение в те вузы, где их сократили, во многих вузах убрали военные кафедры.
В.Г.: Да, в части вузов вернут военные кафедры. Но будут, скорее всего, созданы на базе действующих военных кафедр военно-учебные центры, где смогут проходить обучение и студенты из других близлежащих вузов. Новация данного закона в том, что если военные кафедры готовили только офицеров запаса, и то по ограниченному перечню ВУС (воинских учетных специальностей), то сейчас предполагается эту систему адаптировать к существующей системе образования. Она у нас двухступенчатая в соответствии с Болонским процессом — это бакалавриат и магистратура; также к этим двум ступеням будет привязан первый цикл обучения. Скорее всего, это полтора-два года. После чего молодой человек или девушка получит звание сержанта запаса. А когда человек пойдет в магистратуру, он может, пройдя дополнительное годовое обучение, сборы, получить офицера запаса. Но это только те молодые люди, которые для себя выберут подобную траекторию. То есть никто не будет заставлять молодого человека, более того, я предполагаю, что будет очень серьезный конкурс.
Н.Ж.: Это что касается магистратуры. А предыдущие два года, первые, основные, — это будет обязательно для молодых людей?
В.Г.: Нет, будучи студентом бакалавриата, они будут точно так же ходить, если для себя изберут такой путь, в военно-учебный центр или на военную кафедру. И получат сержанта запаса. Но их все равно не будут призывать.
Н.Ж.: Это тоже выборочно, по желанию?
В.Г.: Да, конечно, он выбирает, идти или не идти. Более того, помимо конкурса, еще довольно серьезная врачебная комиссия. Это уникальный случай, когда решаются чаяния трех категорий. По поводу желания Шойгу мы слышали, это понятно. Ему нужны квалифицированные и умелые ребята. Желание молодежи тоже понятно, потому что это будет засчитываться как служба в армии. Но здесь еще большой корыстный интерес оборонно-промышленного комплекса. Не секрет, что армия получает сейчас новую технику, а качество призывников на настоящий момент не всегда способно удовлетворить своими интеллектуальными способностями, навыками. И они не совсем способны обеспечить использование этой техники, в результате чего техника часто ломается, выходит из строя, и гарантийное обязательство оборонки, конечно, серьезно снижает ее прибыль. Этот законопроект как раз решает проблемы и обороноспособности страны, и студентов, и их родителей, и оборонно-промышленного комплекса. Уникальный случай.
М.М.: Я немного не понимаю, как это решает все-таки проблему. Студенты военной кафедры ее закончили, и они получают, как вы сами сказали, звание офицеров запаса и в армию дальше служить не идут. То есть они к этой технике никакого отношения не будут иметь.
В.Г.: У нас проблем с офицерами абсолютно нет. У нас есть проблемы с сержантским составом. И у государства в пределах недобора контрактников будет возможность призвать специалистов ПВО, связистов, кодировщиков, метеорологов, где нужен серьезный технический потенциал. Но их уже призовут не как рядовых срочной службы, они будут сержантами на условиях контрактника, получая довольно серьезную заработную плату. И государству с точки зрения мобилизационных ресурсов это чрезвычайно выгодно на особый период, который, конечно, может возникнуть.
Н.Ж.: Что касается финансирования этого проекта, сообщалось, что есть определенные проблемы. В частности, правительство недовольно возможной затратой 25 млрд руб. на закупку автономных полевых лагерей. А что это такое вообще?
В.Г.: Наше правительство всегда недовольно, когда необходимо тратить деньги. Но у нас масса глобальных инфраструктурных проектов, которые не всегда показывают свою эффективность. Следует помнить очень простой принцип: когда правительство не финансирует свою армию, народ вынужден очень часто финансировать чужую. И здесь не тот предмет, на котором можно скаредничать, ибо безопасность страны сейчас приобретает все более и более важное значение. Правительство здесь не право.
Н.Ж.: Но эти полевые лагеря — это что-то очень необходимое?
В.Г.: Конечно, необходимое, потому что только теоретическая подготовка не даст тех необходимых навыков и знаний. Изучив в теории, ребята на практике, на железе должны закрепить теоретические знания. Это банальность.
М.М.: Что вы имеете в виду под "должны закрепить"? Это тоже должно быть предусмотрено в вузе или после вуза?
В.Г.: Нет, после того, как молодой человек заканчивает бакалавриат и в течение этих полутора лет или двух один день в неделю ходит на занятия, затем должны быть месячные или полуторамесячные сборы, где теоретические знания они закрепляют на практике, работая на технике. После успешных испытаний им присваивается сержантское, а после магистратуры офицерское звание офицер запаса. И эти сборы — обычная практика. На военных кафедрах всегда это происходит. Просто действующих мощностей недостаточно для того, чтобы большую массу пропускать через эти сборные летние лагеря.