Юрий Григорян попал в Пушкинский музей
Выбрана новая архитектурная концепция реконструкции ГМИИ
Подведены итоги закрытого конкурса на новую концепцию реконструкции ГМИИ имени Пушкина, в котором участвовали три архитектурных бюро — «Проект Меганом», студия Сергея Скуратова и ТПО «Резерв». Победителем стал «Меганом» Юрия Григоряна, чей проект, по словам членов жюри конкурса, не требует сноса памятников.
Закрытый конкурс был объявлен в середине апреля. Архитектурную концепцию его участники — бюро «Проект Меганом» Юрия Григоряна, студия Сергея Скуратова и ТПО «Резерв» Владимира Плоткина — разрабатывали на основе технического задания, подготовленного французской компанией Avesta group, ранее сотрудничавшей с Лувром.
В ходе пресс-конференции, посвященной итогам конкурса, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что большинством голосов членов жюри победителем было выбрано бюро «Проект Меганом». По его словам, концепция команды Юрия Григоряна предполагает наиболее щадящий подход к вопросам наследия. «Выбранный проект Григоряна не предполагает сноса ни одного здания»,— пояснила директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак. «Все проекты собрали массу замечаний, и они требуют серьезной доработки»,— отметил Сергей Кузнецов. Марина Лошак добавила, что надеется, что победитель сможет использовать сильные стороны проигравших проектов. С ней согласился руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский, высказав пожелания учесть наработки ТПО «Резерв» в окончательном проекте. «Для меня было важно, что мы поставили точку в бесконечном вопросе с бензоколонкой»,— заявил Александр Кибовский. По его словам, и в проекте Владимира Плоткина, и в проекте Юрия Григоряна она остается вписанной в музейный квартал.
«Предметом этого конкурса были не рабочие чертежи. Нам нужно было выбрать человека, чье образное и пластическое понимание пространства будет ближе всего к нашему пониманию. Сергей Скуратов человек жесткий с очень определенными принципами и взглядами, не отступающий ни на йоту от своего решения — достаточно агрессивного, по-мужски точного, не побоявшийся как архитектор предложить снос памятников, зная, что он в этом случае проиграет. Мне очень близок своей интеллигентностью проект Владимира Плоткина, очень деликатным ощущением среды, наших парковых территорий»,— пояснила Марина Лошак. По ее словам, и Юрий Григорян, и Сергей Скуратов предложили сузить улицу Волхонку, увеличив зону тротуара.
В состав жюри под председательством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова вошли президент ГМИИ имени А. С. Пушкина Ирина Антонова, президент Альфа-банка, сопредседатель попечительского совета ГМИИ Петр Авен, руководитель архитектурных бюро Paper architectural team и Totement Левон Айрапетов, директор ГМИИ Марина Лошак, заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов, заместитель гендиректора Музеев Московского Кремля по научной работе Андрей Баталов, министр правительства Москвы, руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский, итальянский архитектор, директор-основатель Massimiliano Fuksas Architetto Массимилиано Фуксас и испанский архитектор, партнер-основатель Nieto Sobejano Arquitectos Энрике Собехано.
История реконструкции ГМИИ имени Пушкина тянется с 2009 года и не обошлась без скандала. В августе 2013 года стало известно, что из проекта выходит известный британский архитектор Норман Фостер. Совместная концепция развития музея, подготовленная Норманом Фостером и «Моспроектом-5», была утверждена еще в 2012 году. Согласно этому проекту, площадь музея должна была увеличиться с 49 641 кв. м до 111 556 кв. м: в рамках его реализации планировалось построить здания выставочного центра, депозитария, галерею искусства Старых мастеров и галерею искусства XIX–XX веков на месте Института философии РАН. Инвестиции оценивались в 22 млрд руб. Отказ участвовать в реконструкции музея бюро британского архитектора Foster + Partners объяснило тем, что «музей в течение последних трех лет не давал нам работать над проектом» (из письма, направленного в августе 2013 года в The Art Newspaper). Этой новости предшествовало заседание Архитектурного совета Москвы, на котором разработанный Норманом Фостером проект был подвергнут жесткой критике, в частности по причине того, что предполагает снос трех исторических зданий в квартале, ограниченном Колымажным переулком. После этих событий музею пришлось объявлять новый конкурс.
Среди самых известных проектов «Меганома» и его руководителя архитектора Юрия Григоряна — жилые дома на Остоженке, в Коробейниковом и Молочном переулках и универмаг «Цветной». Также бюро разработало концепции развития территории заводов ЗИЛ и «Серп и молот». Помимо этого Юрий Григорян является членом Архитектурного совета Москвы, на заседании которого тогда в августе 2013 года он был среди тех, кто раскритиковал проект реконструкции Пушкинского музея авторства Нормана Фостера. Он высказал удивление тому, что музей, призванный быть культурной институцией, действует варварски, как строители лужковского времени, а именно сносит памятники архитектуры, находящиеся на его территории.
Из 27 зданий, входящий в комплекс Пушкинского музея, сейчас уже ведется реконструкция трех: здания Института философии, усадьбы Вяземских—Долгоруких, где будет размещена галерея старых мастеров, и бывшего доходного дома Стулова в Малом Знаменском переулке. Реконструкция Пушкинского музея должна быть завершена к 2020 году.
Владимир Мединский — о политике государства в области культуры
За последние несколько месяцев Министерство культуры приняло ряд громких кадровых решений — таких как увольнение Ирины Антоновой с поста директора ГМИИ имени Пушкина, назначение Владимира Урина директором Большого театра, Юлии Шахновской директором Политехнического музея, Зельфиры Трегуловой — директором РОСИЗО, а также оказалось в центре внимания в связи с нововведениями, касающимися господдержки кино. Руководитель министерства Владимир Мединский рассказал "Ъ" о текущей политике своего ведомства. Читайте подробнее