"Процесс формирования новой системы управления наукой только начинается"
Дмитрий Медведев подписал новый устав Российской академии наук. Об этом премьер-министр сообщил на встрече с главой РАН Владимиром Фортовым. Заместитель главного ученого секретаря президиума РАН Владимир Иванов обсудил ситуацию с ведущим Борисом Блохиным.
Дмитрий Медведев подчеркнул, что это "важнейший внутренний документ, на основе которого Академия действовала и будет действовать". Он напомнил, что устав Академии обсуждался в течение долгого времени, и его окончательный вариант в полной мере учитывает предложения как Академии наук, так и правительственных структур. В июне прошлого года Министерство образования и науки инициировало процесс реорганизации РАН.
— Действительно ли в новом уставе приняты во внимание интересы всех сторон, можно ли этот документ считать сбалансированным?
— Да, конечно. В ходе подготовки этого устава мы получили много предложений от заинтересованных министерств и от ученых, которые мы все попытались учесть в этом уставе. В дальнейшем устав прошел все необходимые юридические процедуры при его подготовке к подписанию.
— А известно ли вам, какие положения устава были изменены?
— После того как устав был принят общим собранием, было порядка 15 различных поправок, но они не носили принципиального характера, поэтому говорить о том, что там было изменено что-то принципиальное, пожалуй, нет. Единственное, что туда не вошло, — это предложение о создании научных организаций, подведомственных Академии наук, это требует изменения закона.
— В перспективе будут и закон менять уже?
— У нас нет ничего постоянного. У нас многие законы меняются. В закон об образовании внесено уже несколько десятков поправок.
— Теоретически это возможно?
— Это и практика современная.
— А как часто меняется устав Академии наук? Когда в последний раз его меняли?
— Тут ситуация такая: если мы говорим о принципиальных положениях, то устав меняется вместе с законом. А если технические правки, то они вносятся по мере их поступления. Например, если мы создаем у себя еще одно региональное отделение, как это предусмотрено законом, то будут внесены соответствующие правки.
— Премьер заявил, что устав — это важный документ, но не Священное Писание. Если потребуется, правительство готово обсуждать дальнейшие новеллы. Надо понимать это так, если какие-то изменения назреют, то устав будет меняться и в дальнейшем?
— Да, конечно, ведь надо иметь в виду, что год назад был принят не только закон о РАН, но и закон о Российском научном фонде. И тем самым начато формирование новой системы управления наукой. Этот процесс только начинается, мы сейчас закончили организационный этап, в перспективе этот процесс будет продолжаться.
— Этот устав делает ученых РАН более независимыми или все-таки он как-то прикрепляет это государству?
— Что значит "независимый" и "прикрепляет государству"? Мы — структура государственная. И всегда были, начиная от Петра I. А что касается ученых, так ученые всегда независимы, поэтому здесь вопрос сложный.
— Он будет учитывать интересы и государства, и ученых?
— Да, конечно.
— В уставе все это четко прописано уже?
— Да, другое дело, что мы посмотрим, как он будет выполняться. Знаете старую песню: "Гладко писано в бумаге, но забыли про овраги?" Пойдем по этим оврагам — посмотрим.