Московская вертикаль
Ленинградский проспект вырастет вверх
К рвущим материю города доминантам можно относиться с иронией или раздражением, но равнодушными они вряд ли кого-то оставят. Как бы то ни было, вертикаль — неотъемлемая часть исторического облика любого крупного города и обязательное условие современного девелопмента
Соборы торговли
Первыми небоскребами в мире, несомненно, были готические соборы, появившиеся в Европе более шести веков назад. Столетия назад схожие процессы происходили и в России, только с переводом на "язык" архитектуры церквей. Как пояснил краевед Денис Ромодин, Москва всегда имела свои вертикали. Вплоть до конца XIX века эту роль играли колокольни, самой высокой из которых считалась колокольня Ивана Великого. Первопрестольная росла ввысь и за счет башен — оборонительных укреплений Кремля, Китай-города, Белого города, монастырей.
"На рубеже XIX-ХХ веков в Москве начался строительный бум, и стали возникать многоэтажные доходные дома, которые снивелировали древние вертикали города,— рассказывает Денис Ромодин.— В 1919 году принимается постановление Совета Рабоче-Крестьянской обороны о строительстве новой радиостанции, место для которой было выбрано в районе улицы Шаболовки. Уже к 1922 году здесь появляется легкая сетчатая конструкция инженера Шухова в виде нескольких гиперболических параболоидов".
После реконструкции в 1930-е годы силуэт города претерпел изменения, и в результате Москва рисковала потерять одну из своих традиционных особенностей — вертикаль. Поворотный момент настал в 1947 году, в канун 800-летия Москвы, когда Сталин одобрил единый градостроительный план создания системы высотных зданий. По задумке, пролетарских небоскребов должно было быть восемь, однако довоенный проект Дворца Советов так и остался незавершенным. В результате новыми доминантами Москвы стали "семь сестер": главное здание МГУ на Воробьевых (Ленинских) горах, жилой дом на Котельнической набережной, гостиница "Украина", здание Министерства иностранных дел, дом на Кудринской площади (площади Восстания), административно-жилое здание возле "Красных ворот", гостиница "Ленинградская".
Высотные проекты появлялись и во времена Хрущева (на Калининском проспекте, высотка СЭВ, здание Гидропроекта и др.), и в 1970-1980-е годы (Центральный дом туриста, здание Президиума АН СССР). В конце 1980-х годов выдвигались идеи создания нового высотного кольца города, но из-за развала Союза о них забыли и вспомнили только в 1990-е. Пилотным проектом считается ЖК "Эдельвейс" на Славянском бульваре, затем появились доминанты на Семеновской и Преображенской площадях... Венцом стремления Москвы к небу стал ММДЦ "Москва-Сити", планы по созданию которого появились в 1992 году. На данный момент находящийся на его территории небоскреб "Меркурий Сити" (338,8 метра) считается самым высоким в Европе.
Сакральный смысл
По мнению архитектора Николая Лызлова, московские высотки принципиально отличаются от любых американских и европейских небоскребов: "Строительство башен в Нью-Йорке объясняется исключительно экономическими причинами, стремлением получить большее количество полезной площади в условиях ограниченной территории дорогой земли. В Москве же строительство вертикальных доминант всегда имело абсолютно сакральный смысл, который менялся с течением времени. Сакральность колоколен древних храмов не нуждается в объяснении. Хотя стоит отметить, что второй потаенной мотивацией была и гордыня строителя, которая подсказывала: самой высокой должна быть колокольня в Кремле. Сталинские высотки также существуют в парадигме религии — имперского коммунизма. Это в большей степени монументы и менгиры, чем функциональные здания".
Другая особенность вертикалей Москвы — хаотичное расположение на градостроительной карте города. Впрочем, Сергей Чобан, руководящий партнер бюро SPEECH, партнер бюро nps tchoban voss (Берлин), член Архитектурного совета Москвы, не видит в этом ничего предосудительного и считает перепады высот частью идентичности Москвы. "Это очень динамичный город,— подчеркивает он.— Если взглянуть на застройку Садового кольца, то можно заметить: перепады между домами подчас составляют половину зданий".
Впрочем, эксперты уверяют: лондонский сценарий, когда на переднем плане красуется исторический фасад, а на заднем — ультрасовременный объект вроде знаменитого "огурца", уже вряд ли возможен. Строительство в центре ограничено как охранными зонами, так и нормами по высотности. В результате новые русские высотные доминанты тяготеют к Третьему транспортному кольцу (ТТК) и могут соседствовать, как это произошло с "Сити", с неприглядными 5-9-этажками. "Это просто драматично,— сетует Ирина Могилатова, управляющий партнер агентства недвижимости TWEED.— Абсолютно логично сформировать на площадке за "Сити" новый элитный район". По мнению эксперта, интеграция высоток в историческую среду в центре маловероятна и возможна разве что на стороне Москвы-реки, где стоит ЦДХ, или на Фрунзенской набережной, где высотные объекты могли бы "разбавить" однотипную малоэтажку.
"Застройка района не должна быть только новой или старой,— соглашается архитектор Эрик ван Эгераат.— Архитекторы должны привносить в город современные элементы, не разрушая старых. Это и будет главным трендом развития мегаполисов на ближайшие 10-15 лет".
Высокая архитектура
Есть в Москве районы, где появление высотных зданий имеет большое градостроительное значение. В частности, потребность в них ощутима на Ленинградском проспекте, который считается новым премиальным направлением столицы и активно прирастает объектами как жилой, так и коммерческой недвижимости. На этой статусной магистрали, соединяющей центр города с международным аэропортом Шереметьево, уже есть свои доминанты: ЖК "Триумф Палас", новый бизнес-центр SkyLight компании "Галс-Девелопмент"... Однако строительный потенциал не исчерпан, возможности "роста" еще остались.
Это в первую очередь относится к площадке, расположенной на "перекрестке" Ленинградского проспекта и ТТК вблизи отеля "Советский". Как рассказали в Cushman&Wakefield, лет 7-8 назад на этом месте планировалось строительство пятизвездочного отеля Hilton, однако планы не претворились в жизнь. Судьба участка решилась совсем недавно, когда в мае этого года Архсовет Москвы одобрил проект многофункционального комплекса (МФК) премиум-класса, реализацией которого займется ГК "АЛКОН".
"Я поддержал этот проект потому, что в данном месте высотная доминанта возможна,— говорит Сергей Чобан.— Во-первых, в Москве существует немало примеров, когда возле крупных магистралей вырастают высотные дома. А во-вторых, мне показалось, что проект очень индивидуально и серьезно проработан, в том числе по части деталировки фасада. Это тщательно продуманное здание из массивных каменных элементов и стеклянных проемов, что является грамотным ответом на требования к моральной долговечности объектов".
Проект МФК объединяет в себе гостиницу, офисы, деловой центр, а также три этажа подземного паркинга. Динамику архитектурному облику комплекса придает двухступенчатая структура: под офисную часть отведено семиэтажное крыло, выходящее на расположенный поблизости Петровский парк, гостиница разместится в высотной башне ближе к улице Расковой, перпендикулярной Ленинградскому проспекту. Также в проект войдут рестораны, кафе, фитнес-центр, СПА-комплекс, магазины, конференц-зал, просторная вестибюльная группа. На прилегающей территории будет обустроена пешеходная аллея с зонами отдыха, декоративным озеленением, цветниками.
"Метод создания доминанты должен использоваться в первую очередь тогда, когда, во-первых, вместе с ней появляется острая и динамичная композиция, а во-вторых, когда на прилегающей территории организуются интересные общественные пространства,— комментирует господин Чобан.— Это достаточно серьезный аргумент в пользу высотного объекта на Ленинградском проспекте. Такой подход позволяет создать большее количество озелененных территорий вокруг здания, что важно для горожан в целом и жителей соседних домов в частности".
Автор проекта Евгений Герасимов (архитектурная мастерская "Герасимов и партнеры") отталкивался при создании МФК от архитектуры сталинской эпохи, которую дополнил современными акцентами. "Это переосмысление московских высоток, но не подражание, а еще один шаг в традиции,— рассказывает он.— Перед нами стояла задача создания доминанты, которая бы завершала эту часть Ленинградского проспекта. При этом нужно было соблюсти целый ряд условий: максимально отодвинуть объект от соседнего здания, не затенять окна окрестных домов, создать внутренний благоустроенный островок".
Проект МФК органично вписался в градостроительную ткань района. Как рассказал Андрей Сорокин, главный архитектор проекта ApartVille, здание отеля "Советский", построенное в 1952 году по проекту архитекторов Иосифа Ловейко и Павла Штеллера, является ярким образцом сталинского ампира. А напротив участка, через Ленинградский проспект, расположен другой знаковый объект — жилой дом конца 1930-х годов классика советской архитектуры Андрея Бурова — первый панельный дом в Москве, демонстрирующий, как могли бы выглядеть панельные дома в стилистике ар-деко.
Новая доминанта Ленинградского проспекта будет просматриваться с разных точек и добавит изысканный штрих в панораму города. Здание не отяготит окружающую застройку, поскольку основной конструктив сталинских башен обычно находится на уровне стандартных высот, а на горизонте выделяется только верхушка. С учетом того, что высотная архитектура всегда была символом престижа и вечных ценностей, объект имеет все шансы занять более выигрышные позиции, чем высотки из стекла и металла, делают вывод эксперты.