Обнажение порока
Анна Наринская о фильме «Добро пожаловать в Нью-Йорк» Абеля Феррары
В большинстве западных публикаций этот фильм рассматривается "пакетом" с возникшим вокруг него скандалом. Его не приняли к показу во французских кинотеатрах, не отобрали — притом что режиссер Абель Феррара и исполнитель главной роли Жерар Депардье не последние все-таки люди — на Каннский фестиваль. Бывший директор МВФ и бывший же кандидат на место главы Французской социалистической партии, ставший фигурантом одного из главных секс-скандалов последнего времени, Доминик Стросс-Кан сказал, что подаст в суд, а его бывшая жена, знаменитая журналистка Анн Синклер, заявила, что, несмотря на то что в фильме содержатся антисемитские выпады в адрес ее семьи (дедом Анн был знаменитый арт-дилер Поль Розенберг, представлявший среди прочих Пикассо, Сезанна и Матисса), она как раз подавать в суд не будет, "потому что это дерьмо недостойно того, чтоб с ним боролись — его можно только оплевывать".
На все это продюсер Венсан Мараваль, которого газеты называют "тяжеловесом французского кинематографа", отвечает, что если те люди, которые считают себя прототипами героев (фильм начинается с длиннейшего сообщения, что он, хоть и вдохновлен реальным судебным делом, никак не является отображением действительных событий), хотят сделать фильму дополнительную рекламу, то, что ж, он не станет им мешать, а французские кинотеатры обвиняет в самоцензуре. Тем временем "Добро пожаловать в Нью Йорк" во Франции вполне бойко распространяется как "видео по требованию" в интернете.
То есть налицо все лицемерие современного буржуазного мира, допускающего любой порок, пока все шито-крыто, и гневно обрушивающегося на него, когда все становится явным, не преминув, однако, извлечь из новой ситуации всю возможную выгоду. Нравственная болезнь "человека, похожего на Доминика Стросс-Кана" в исполнении Жерара Депардье как раз и является реакцией на это лицемерие и даже насилие. Истеблишмент (представленный здесь в основном его денежной и честолюбивой женой в исполнении Жаклин Биссет) долгие годы заставлял его быть не тем, чем он мог и хотел быть,— и, как результат, у него развилась секс-зависимость на самом импульсивном уровне. И ставший причиной суда над реальным Стросс-Каном случай с чернокожей горничной в отеле, и несколько подобных эпизодов, представленных в фильме для полноты картины, однозначно подаются как неконтролируемые порывы человека, который не может с собой справиться. В одной сцене главный герой начинает срывать одежду с журналистки прямо во время интервью (то есть ставя себя в наиболее опасную ситуацию из возможных), а когда она, полуголая, вырывается и убегает, он остается сидеть, уставившись в одну точку, и его лицо выражает лишь легкую иронию — по отношению к самому себе. Депардье играет это очень хорошо.
Вообще, тому, что Депардье играет хорошо, удивляться не приходится — он великий актер в самом прямом смысле этого слова, сыгравший "всю Францию" и еще больше. И именно он делает пригодным к заинтересованному просмотру этот фильм — в котором есть несколько кусков фирменного (с оргиями и всяческими излишествами) Феррары, пара выразительных диалогов героя с женой, совершенно гениальная, практически бессловесная сцена досмотра в тюрьме (толстенный Депардье по требованию полицейских, кряхтя, раздевается догола, оставаясь при этом совершенно отдельным от всего с ним происходящего) и множество длиннот и очевидностей.
Еще занятнее следить за Депардье в этой роли в свете той эпопеи полуторагодовалой давности с принятием российского гражданства и вынашиванием каких-то совместных кинопланов с президентом Чеченской Республики. Как и всякий большой актер, Депардье всегда играет немного себя — и, изображая своего неопрятно вываливающегося из семейных трусов, но при этом чем-то притягательного героя, он, в первую очередь, отстаивает его/свое право на безумие. И тут стоит признать, что безумие, выраженное в почетном удмуртстве, все ж безобиднее порчи блузок на сопротивляющихся девушках.
В прокате с 17 июля