Орган законодательной страсти
Почему в Думе так весело? Размышляет политолог Дмитрий Орешкин
Попытка нашего постоянного автора проанализировать последние депутатские инициативы привела его к парадоксальным выводам
Ветерок легкой безуминки, периодически долетающий с олимпийских высот, чувствуется все отчетливее. "Что они там, совсем уже? — спрашивают благонамеренные обыватели, возвращаясь с дачных полей к домашним очагам. И с чувством глубокого удовлетворения отвечают сами себе:-- Нет, еще не совсем. То ли еще будет!"
Депутаты Государственной думы словно соревнуются в выдвижении инициатив, которые сами по себе очень интересны, конечно, и достойны самого пристального внимания общественности, но... А что, собственно, "но"? Без никаких "но"! Достойны, и все.
Вот из самого свежего. Депутат от ЛДПР Роман Худяков, движимый заботой о пользе юношества, всколыхнул народные массы проблемой сторублевого пиписа у Аполлона. Пытливое юношество с благодарностью откликнулось и, вооружившись лупой, углубилось в изучение вопроса. Благодаря школьному курсу литературы у наиболее креативных процесс навеял живые воспоминания об Аболоне полведерском из "Левши". В общем, интегральный результат депутатской инициативы снова вышел неоднозначным. С одной стороны, аболон почти не виден. С другой — основательного отечественного ума и смекалки в этой истории, пожалуй, даже больше, чем на полведра. Также не может не вызвать одобрения у настоящего патриота и предложение депутата Худякова заменить аполлоновы гениталии символами города русской славы Севастополя.
Параллельно развивается история с Романом Селезневым, сыном другого депутата от ЛДПР. Этот юноша воспитывался в верных державных традициях, далеких от аполлонических искушений и прочего язычества. Во всяком случае, продажная американская Фемида ни о каких сомнительных сторублевых купюрах речи не ведет, а обвиняет его в хакерском взломе 200 тысяч кредитных карточек с последующей перепродажей данных за 2 млн долларов. В высоконравственной и девственно чистой безналичной форме.
Обвинение официально выдвинуто еще в марте 2011-го. По делу о принадлежности к международной преступной группировке, где господин Селезнев был известен под ником Track2, арестовано уже 19 человек. Тем не менее молодой русский витязь, уверенный в незыблемости российских законов и надежной защите со стороны Отечества, решил провести заслуженный летний отдых на Мальдивах. Где и был принят сотрудниками US Secret Service по специальному закону 1970 года "О коррумпированных организациях, находящихся под влиянием рэкета" (RICO).
Наши политические вершины отреагировали предложением ввести против Мальдивских островов санкции, которое решительно выдвинул депутат ГД Валерией Селезнев, папа борца с мировым финансовым спрутом. Отдадим должное: МИД России могучую идею о санкциях вежливо не заметил. Хотя и откликнулся словами о "фактическом похищении российского гражданина".
К чести МИДа, он воздержался при этом от укоризн по случаю пренебрежения своими советами о нежелательности выезда элитных граждан за рубеж, где они могут стать жертвой изощренных провокаций. А вот бывалые советские граждане сразу с благодарностью вспомнили о великом прошлом, когда кругом тоже были враги, которые нас уважали, боялись и пытались завербовать. А мы не поддавались! Как пел Владимир Высоцкий, "...могут действовать они не прямиком: шасть в купе — и притворится мужиком. А сама насыплет тола за корсет! Ты проверяй, какого пола твой сосед".
Опытные депутаты, получившие закалку еще в те былинные времена, так и поступают. Давно, например, не покидает пределов любимой Родины депутат все той же ЛДПР господин Луговой, бездоказательно подозреваемый англичанами в убийстве своего бывшего коллеги Литвиненко особо опасным для окружающих способом — через отравление радиоактивным полонием. Само собой, обвинение облыжно: мы-то знаем, что в Англии других не бывает. Но лучше не рисковать, от греха подальше. А то ведь арестуют (в смысле выкрадут) и заставят отвечать на вопросы судьи. Что само по себе оскорбительно для свободолюбивого патриота, привыкшего отвечать лишь на вопросы начальства.
Или вот опять же облыжно ввели санкции против депутата от "Единой России" Адама Делимханова, за которым тянется шлейф диковинных историй по устранению людей, чем-то насоливших его руководителю, академику Кадырову. Дубай, Австрия, покойные братья Ямадаевы... На этот раз вот Америка еще встряла. Там утверждают, что он принадлежит к мафиозной группировке "Братский круг", которую американцы ставят в один ряд с каморрой и якудзой. Что, в общем, можно считать достаточно высокой и уважительной рейтинговой оценкой. Но мы-то с вами, конечно, знаем, что США просто ненавидят его за то, что он настоящий российский патриот. Однако опытный господин Делимханов на всякий случай тоже за границу старается не выезжать и отдыхает в чеченском туристическом кластере, чем лишний раз подтверждает свою патриотичность.
Все это, безусловно, правильно и дальновидно. Вот и лидер "Справедливой России" Сергей Миронов настоятельно порекомендовал партийцам "не позволять американцам выстраивать общение в выгодном для них ключе", а лучше вообще исключить любые контакты с официальными лицами США. Так-то оно надежней будет. Впрочем, другие члены партии сказали, что такого письма как бы и не было, а депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев господину Миронову прямо возразил, пояснив, что настоящим патриотам, напротив, следует занимать наступательную позицию, больше общаться с иностранцами и разъяснять им позицию России: "Нужно перевербовывать иностранцев, заражая их нашим русским духом". И ведь тоже не поспоришь с умным человеком: все иностранцы, известное дело, изначально завербованы, а наш русский дух без последовательных и планомерных перевербовочных усилий со стороны членов парламента может оказаться недостаточно заразным...
Наблюдая со стороны за этими героическими, хотя несколько противоречивыми усилиями законодательного органа, иной обыватель может сделать для себя вывод, что все прочие проблемы Отечества благополучно решены и депутатам наравне с прочими элитными гражданами больше заняться нечем. Нет, конечно. Такое было бы крайне незрелым суждением и даже грубой политической ошибкой. Депутаты — такие же люди, как мы, и у них тоже сердце болит за свое и наше общее светлое будущее. Вот они его и созидают по мере сил. Немножко для себя, немножко для общества. Вводят нормы ГТО, совершенствуют избирательное законодательство и экономическую статистику, чтобы нам было легче их избирать, готовиться к труду и обороне и гордиться достижениями.
Тут, собственно, лишь одна проблема. Кстати, тоже корнями связанная с великим прошлым. Если депутат, как и положено по закону, получает мандат из рук избирателя, как то прописано в нашей Конституции, то, натурально, перед избирателем он и держит ответ за свою законотворческую и прочую активность. Стало избирателю жить лучше — он депутата с удовольствием переизберет. Не стало — извини, пусть кто-нибудь другой на твоем месте попробует. Идея не слишком оригинальная, но по-своему эффективная.
Совсем другая история, если мандат ему достается из рук руководства, которое некоторые хитрецы расплывчато именуют "административным ресурсом". Тогда, понятное дело, светлое будущее депутата зависит от совсем иной инстанции, а поскольку все мы люди, ей он в первую очередь и улыбается от всей своей широкой души. Поскольку дело обстоит именно так, а не иначе, приходится сделать осторожный вывод, что наблюдаемый бурный поток инициатив со стороны привилегированной публики ориентирован на то, чтобы соответствующую реакцию этой самой инстанции получить. А это, что ни говори, заставляет задуматься о диагнозе.
Так что оптимистичные обыватели, возвращающиеся с полей, по-своему правы: они там, наверху, еще далеко не "совсем". Избирателям остается лишь с замиранием духа наблюдать за соревнованием в имитации кипучей патриотической деятельности и победной поступи и биться друг с другом о заклад, что там еще они отчебучат следующим ходом. Вмешаться и повлиять на процесс уже невозможно: рычагов не осталось.
Неужели мы этого и хотели, когда аплодировали вертикали, поднимающейся с колен?