Регионам-новобранцам предписана дисциплина
Бюджеты Крыма и Севастополя останутся под контролем Минфина
Минфин предлагает правительству продлить переходный период для интеграции бюджетной системы Крыма и Севастополя еще на год и завершить этот процесс не в начале, а в конце 2015-го. На этот период ведомство запланировало исполнение бюджетных обязательств двух новых регионов с "особенностями" — под полным контролем Федерального казначейства (ФК) и без права вмешательства местных властей в распределение федеральных субсидий.
Как следует из подготовленного Минфином проекта постановления правительства "Об особенностях исполнения бюджета Республики Крым, бюджета города федерального значения Севастополя и местных бюджетов на 2015 год", этим субъектам РФ будут установлены особые правила на весь следующий год. Ранее переходный период планировалось завершить 1 января 2015 года. В отличие, к примеру, от Минтруда, который планирует решить все проблемы нестыковки трудового законодательства РФ и новых регионов уже до конца этого года, Минфин полагает, что бюджеты Крыма и Севастополя весь 2015 год должны исполняться "в соответствии с бюджетным законодательством РФ", но "с учетом особенностей".
Основное ограничение — отсутствие альтернативы во взаимодействии с Федеральным казначейством. По проекту Минфина на весь 2015 год предлагается вариант полного кассового обслуживания бюджетов Крыма и Севастополя, а также местных бюджетов. Только органам ФК, а не финансовым органам местных властей будет разрешено проводить учет обязательств получателей бюджетных средств. Казначейство же санкционирует и их оплату. Ему будет передано и право проверки легальности документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств бюджетов. Управление бюджетами территориальных фондов обязательного медицинского страхования также предложено передать казначейству.
Еще одно ограничение — в 2015-м у крымских бюджетов не будет возможности самостоятельно определять уровень софинансирования расходов, которые оплачиваются через субсидии региональным бюджетам. В российском бюджетном законодательстве такой уровень софинансирования со стороны субъектов колеблется от 5% до 95% расходных обязательств. Для Крыма предлагается установить обязанность 100-процентного софинансирования. То есть все деньги, которые будут переведены из центра, должны быть полностью потрачены на проекты, запланированные на федеральном уровне.
Введение фактически полного внешнего финансового управления со стороны Минфина предлагается компенсировать некоторым упрощением финансовой отчетности. Например, изменения в сводные бюджетные росписи местных бюджетов разрешено делать без правки закона о бюджете. Сами бюджеты предлагается составить не на трехлетку, а только на 2015 год. Отметим, что все эти правила будут подтверждены финансированием только после того, как правительство наконец договорится о размерах ФЦП развития Крыма, сроки согласования которой премьер-министр Дмитрий Медведев уже сдвинул с 1 июля на 15-е (см. "Ъ" от 9 июля).