"К авиации повернулись лицом"
Эксперт
У отечественных пилотов все же была возможность продемонстрировать свои навыки на "Фарнборо", правда, в виртуальном пространстве — на тренажере нового российского пассажирского самолета МС-21. Летчик-испытатель, Герой России Олег Кононенко поделился впечатлениями
— Насколько будущий МС-21 можно представить по этому симулятору?
— Здесь у нас не совсем полноценный симулятор, полноценный есть в Шереметьево, на базе учебного центра. Там симулируется сам полет, вас, например, может вдавить в кресло при наборе высоты, вы можете почувствовать крен в ту или иную сторону, ускорение. Однако эксплуатация таких тренажеров дорога, один летный час стоит несколько сотен евро. При этом потребность в них велика, к примеру, тренажеры для Airbus работают практически круглые сутки, там постоянно тренируются пилоты.
Так вот тот симулятор, который представлен на выставке, как раз предназначен для того, чтобы разгрузить основной. Здесь нет подвижности, вы не почувствуете перегрузки, вибрации или тряски. Но, в принципе, он дает хорошее представление о полете.
— Но ведь самого МС-21 еще фактически нет...
— Его создание идет параллельно, более того, на этом тренажере мы пытаемся найти оптимальные решения для настоящего самолета, чтобы потом что-то не переделывать лишний раз.
— Ну и как вам летается на этом самолете, пусть даже виртуальном?
— В целом управление всеми самолетами одинаковое, сегодня наиболее важна эргономика, индикация, чтобы все было наглядно, чтобы летчик всегда мог правильно оценить ситуацию, с этим, думаю, проблем нет. Из новинок — у нас впервые электрически "связаны" ручки управления. То есть, допустим, пилот-инструктор может ощутить, как действует второй пилот, если что, подкорректировать полет или даже полностью отключить управление у коллеги. Это важно в работе с молодыми летчиками: в конце концов научиться летать только на тренажере невозможно.
— Кстати, о молодых кадрах, не первый год говорится, что с этим у нас проблемы. Провал 1990-х преодолеть удалось?
— Пока нет, мы только начали выбираться. К примеру, в течение нескольких лет в летные училища практически не было набора: обучались всего по нескольку человек, а целых два года летчиков для боевой авиации вообще не готовили. И только в прошлом году наша страна впервые за долгое время возобновила полноценный набор, для обучения взяли более 300 человек — шаг обнадеживающий.
— Сталкиваясь с новичками, вы видите разницу в подготовке?
— Конечно, традиции остались, но сейчас ощущается все больший крен в электронику, когда учились мы, его не было.
— Ну а подъем в российской авиации в целом заметен?
— Скажем так: к авиации сейчас повернулись лицом. В те же 1990-е на нее никто внимания не обращал, пусть выживает, как хочет. Происходило вымывание ресурса техники, пришлось переходить на импортную. Сейчас подвижки есть, но пока не уверен, что это подъем. Скорее падение остановилось.
— А как выглядит нынешний "Фарнборо" с точки зрения летчика?
— Уровень демонстрационных полетов, показа снижается. Наверное, это связано с тем, что сейчас многое можно увидеть в интернете - необходимости прикладывать большие усилия "вживую" нет. Впрочем, надо взглянуть на полеты в пиковые дни.