ЕГЭ отправляют на переподготовку
Ольга Голодец подвела итоги госэкзамена
Российские власти сделали выводы по результатам школьной экзаменационной кампании этого лета. Как заявила вчера вице-премьер Ольга Голодец, к 1 сентября в РФ разработают новые образовательные программы по русскому языку и математике. А педагоги, ученики которых показали неудовлетворительные результаты на экзамене, пройдут профессиональную переподготовку. Тем временем не утихают споры и по поводу самих заданий ЕГЭ: в Общественной палате пришли к выводу, что не стоит убирать "тестовую часть" из госэкзамена.
Открывая совещание с региональными управлениями образования, вице-премьер Ольга Голодец заявила, что этим летом "впервые за всю историю ЕГЭ мы сдали честно". "Особенно хочу поблагодарить регионы, где годами были с этим проблемы: Дагестан, Кабардино-Балкарию, Адыгею, Липецкую область, Брянскую и многие другие,— сказала она.— Теперь мы все должны проанализировать получившиеся результаты".
Вице-премьер напомнила, что госэкзамен выявил проблемы с обучением по целому ряду предметов, из-за чего Рособрнадзор даже был вынужден снизить минимальные проходные баллы: с 24 до 20 баллов — по математике и с 36 до 24 баллов — по русскому языку (см. "Ъ" от 18 июня). "Нам предстоит за короткий период создать четкую программу развития образования по русскому языку и математике, а если понадобится, то и по другим предметам",— сказала госпожа Голодец. Времени осталось немного — все изменения должны быть разработаны до 1 сентября, чтобы в новом учебном году проблемные регионы начали готовить детей по новым программам.
"Мы договорились с губернаторами, что не будем делать организационных выводов по итогам ЕГЭ, не будем ругать и тем более наказывать учителей и директоров школ,— успокоил участников совещания министр образования и науки Дмитрий Ливанов.— Мы выделим муниципалитеты, где возникли проблемы, отдельные школы и будем работать с ними, помогать им повысить качество образования". Уже решено, что учителей из проблемных школ будут отправлять на переподготовку.
Изменения ждут и саму систему экзаменов. По словам Ольги Голодец, следующим летом школьники смогут сдать "дифференцированный ЕГЭ" по русскому и математике. Предполагается, что ученики смогут выбрать степень сложности экзамена: базовый, необходимый для получения аттестата, или продвинутый — для поступления в вуз.
Глава московского департамента образования Исаак Калина рассказал, что обратился в Рособрнадзор с просьбой открыть в Москве круглогодичный центр сдачи ЕГЭ. В таких центрах школьники имеют возможность несколько раз пересдавать ЕГЭ в течение всего учебного года, чтобы поступать в вуз с лучшим результатом. Планировалось, что с 1 сентября подобные учреждения заработают в Сыктывкаре, Пятигорске, Махачкале и Нальчике.
Вчера же в Общественной палате обсуждали, стоит ли менять контрольно-измерительные материалы (КИМ, задания для ЕГЭ). Ранее глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил, что считает необходимым отказаться от части "А" экзамена, которую обычно называют тестовой частью. Именно ее чаще всего критикуют представители образовательного сообщества, утверждающие, что правильный ответ можно просто угадать. Ранее тестовая часть уже была отменена на экзамене по математике.
Однако руководитель Федерального института педагогических измерений (разрабатывает задания для ЕГЭ) Оксана Решетникова считает, что тестовые задания необходимо сохранить. "Бытует мнение, что часть "А" надо убрать и ввести больше заданий, которые оцениваются экспертами,— пояснила она.— Но в большинстве гуманитарных предметов задания с развернутым ответом дают гораздо больше баллов в итоговую оценку, чем тестовые: по русскому языку — 56% оценки, по литературе больше 70%". По ее словам, тестовые задания "несут свою функцию": "Они дают возможность оперативно проверить большой объем знаний по предмету. Кроме того, следует учитывать, что мы даем не случайные варианты ответов. Среди них всегда содержится неправильный, но правдоподобный ответ. Выбор такого ответа позволяет выявить определенную проблему в усвоении учебного материала". Представитель ФИПИ предложила сократить количество таких заданий, но не отказываться от них совсем.