Зачем может быть нужна новая реформа банковской сферы в Крыму
В Крыму уже со 2 апреля руководствуются законом «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города Севастополя на переходный период» — как и в остальной России, через филиалы, дополнительные, операционные и кредитно-кассовые офисы: «дочек» же там никто не открывает. По данным ЦБ, на 22 июля в Крыму и Севастополе действовало 444 банковских подразделения — новый проект предполагает, что всем им придется переоформлять документы.
По мнению экспертов, банковские нововведения в проекте Минкрыма разработаны, скорее всего, именно для применения особого налогового режима для банков, работающих в Крыму и Севастополе. «Такие предложения выглядят как жесткий способ локализации налоговой льготы на определенный срок,— указывает гендиректор “Финэкспертизы” Агван Микаелян.— Банк — сложная структура, в которой разделить балансы разных филиалов и подразделений и, соответственно, определить, какие доходы попадают под спецрежим, а какие — нет, в регулятивных целях будет архисложно, если вообще возможно».
Впрочем, юристов все же смущают формулировки относительно взаимоотношений между банком и его будущими «дочками». «Порядок выдачи лицензии для всех один, и если мы говорим о такой “дочке” как отдельном юрлице, то на нее должны распространяться такие же требования, как и на другие российские банки, в том числе по капиталу,— говорит управляющий партнер Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев.— Готовы ли будут уже вышедшие в Крым игроки на столь ощутимые финансовые вложения — вопрос». Впрочем, по его мнению, цель законопроекта может заключаться и в желании привлечь в Крым крупные банки, пока тормозящие процесс выхода в этот регион из-за угрозы санкций, которые для них, вовлеченных в мировую финансовую систему, будет особенно болезненным. «Возможно, цель — применить принцип “сын за отца не в ответе”,— поясняет господин Крупышев.— То есть российские банки будут присутствовать в Крыму, но санкции, вероятно, в таком случае будут введены против их крымских “дочек” как отдельных юрлиц, не затронув материнские структуры».