Джон Коннор вернулся по запросу
Один из первых инвесторов Mail.ru возглавил совет книгоиздательской компании
Владелец книжного издательства "Рипол классик" Сергей Макаренков стал крупнейшим акционером компании Т8, которая инвестирует 6,4 млрд руб. в развитие в новой для российского рынка нише — печати по запросу. Совладельцами Т8 стали экс-члены совета директоров "Камчатнефтепродукта" Евгений Хата и Николай Люстигер, а также один из первых инвесторов Mail.ru — основатель Third Millennium Russia Fund Джон Коннор.
ОАО "Т8 Издательские технологии" (Т8) создано в 2014 году на базе структур издательства "Рипол классик" и компании "Книга по требованию", рассказал "Ъ" гендиректор Т8 Евгений Хата. Из списка аффилированных лиц ОАО следует, что владелец "Рипол классик" Сергей Макаренков получил в Т8 30,75%, его сын Борис — 4,87%, господин Хата — 26,91%, экс-советник губернатора Челябинской области Николай Люстигер — 9,16% (два последних ранее также входили в совет директоров "Камчатнефтепродукта"), еще 0,18% — у Джона Коннора, который также возглавляет совет директоров Т8. У него есть опцион на увеличение своей доли, говорит другой акционер. В инвестиционном меморандуме Т8 (имеется в распоряжении "Ъ") говорится, что господин Коннор являлся первым президентом Mail.ru. Это подтверждается его профилем в LinkedIn. В одной из публикаций американского Forbes уточняется, что он занимал эту должность в 1999-2001 годах (тогда сайт входил в холдинг Port.ru). В Mail.ru вчера сообщили, что господин Коннор являлся лишь членом совета директоров компании. Джон Коннор также управлял фондом Third Millennium Russia Fund, в конце 1990-х одним из первых начавших инвестировать в российский бизнес, включая Mail.ru, а также компании нефтегазового сектора. Фонд был расформирован в 2012 году из-за потерь инвесторов на российском рынке.
В презентации Т8 сказано, что компания ориентируется на модель американской Ingram, одного из крупнейших мировых игроков в нише печати по требованию (print on demand). Эта технология позволяет отказаться от использования складов и издавать книги маленькими тиражами дешевле, чем при традиционной офсетной печати, поясняет Евгений Хата: книга хранится в "облаке" и выпускается по требованию заказчика в необходимом количестве экземпляров. Традиционные издательства имеют низкую рентабельность, так как должны печатать большие тиражи, заранее не зная, будут ли они распроданы, говорится в презентации. Это требует значительного оборотного капитала и приводит к потерям из-за "издательских ошибок". Кроме того, спрос требует маленькие тиражи, нерентабельные при офсетной печати. Инвестиции в проект составили 6,4 млрд руб., они потрачены на систему облачного хранения и полиграфическое оборудование, которое разместится в технополисе "Москва" на 10 тыс. м. Это средства акционеров компании, говорит господин Хата. В презентации Т8 говорится, что компания ищет инвестора, предлагая до 25% акций, исходя из оценки всего бизнеса в $50 млн (около 1,75 млрд руб. по курсу ЦБ). В конце 2014 года Т8 также рассчитывает провести IPO на Московской бирже.
По словам Бориса Макаренкова, выручка Т8 в первом полугодии 2014 года составила около 500 млн руб., за это время на мощностях компании отпечатано 250 тыс. книг. Для сравнения: выручка "Рипол классик", входящего в десятку крупнейших книжных издательств, в прошлом году составила около 450 млн руб. Прогноз по выручке Т8 на этот год — 917,7 млрд руб. с НДС, на следующий — 2,1 млрд руб. Среди клиентов Т8 — Ozon.ru, "Эксмо", а также мелкие издательства и начинающие авторы. Продажи продукции print on demand растут выше, чем у традиционных книг, которые увеличиваются на 20% в год, говорит представитель Ozon.ru. Технология print on demand появилась 15 лет назад и была популярна в Европе и Америке, но сейчас ее вытесняют электронные книги, возражает гендиректор "Олма Медиа Групп" Дмитрий Иванов: "Сейчас это как пейджер". По его мнению, технология может быть востребована узкоспециализированными потребителями, в образовательных учреждениях, но вряд ли станет массовой.