"Ответственность акционеров в случае банкротства страховщика — вопрос спорный"

В случае банкротства страховых компаний брать на себя ответственность должны их владельцы, считает Минфин. Ведомство подготовило поправки, которые могут сделать страховой сектор более надежным. Инициатива может быть полезной, считают собеседники радио "Коммерсантъ FM".

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Владельцы страховых компаний должны лично отвечать перед клиентами в случае банкротства. Так считают в Минфине. Учредители должны будут взять на себя ответственность, в случае если у страховщика недостаточно средств для исполнения всех обязательств. Такие поправки в законодательство опубликованы на едином портале раскрытия информации. Эта мера укрепит страховой сектор, считает член комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Игошин.

"По последним ситуациям с туроператорами, которые банкротятся, очевидно злоупотребление. Многие из них до банкротства переходили из солидных страховых компаний в новые страховые компании, которые в итоге ничего покрыть не могут. Они были застрахованы в СОГАЗе, а потом, понимая приближение проблемных моментов, просто перешли в страховые компании, которые активов особых не имеют. Если бы страховая компания, беря свое вознаграждение, понимала, что, так как ее учредители публичные, переход может быть более активно замечен, то возможности для существования таких страховых компаний, которые потом ничего закрыть не могут, тоже бы не существовало", — уверен Игошин.

По мнению экспертов, дополнительная ответственность для акционеров страховых компаний вряд ли сможет защитить клиентов, если у самих владельцев не окажется средств. С этого года Центробанк и так ужесточил требования к платежеспособности страховых компаний, отметил вице-президент страховой компании "Ингосстрах" Илья Соломатин.

"Распространение этих требований на акционеров должно коррелироваться с теми нормами, которые правительство нам установило, и по которым мы вынуждены работать. В дополнительном каком-то инструментарии, если мы говорим о надежности страховой отрасли, сейчас необходимости нет. Потому что у нас единый регулятор, который уже девять месяцев в этом статусе работает, и мы все как страховой рынок ощущаем, что требования качественные изменились к нам. Если бы речь шла о каких-то проблемах страхового рынка, можно было эту тему поднимать, но сейчас она не выглядит такой актуальной", — полагает Соломатин.

Меры по докапитализации страховых компаний необходимы. Однако в профессиональном сообществе пока нет единого мнения насчет того, кто должен нести дополнительную ответственность в случае банкротства, отметил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

"Солидарная ответственность акционеров в случае банкротства страховщика — это вопрос спорный, он должен обсуждаться коллегиальными органами нашего союза. Можно придумать много интересного, включая субординированные кредиты, когда государство дает такие кредиты страховщикам, тогда у государства будет не меньший рычаг воздействия на этот процесс. Поскольку инициатива новая, нам надо взять тайм-аут для ее изучения, исключать ее я бы не стал, но и считать, что это панацея от всех бед, я не стал бы также", — рассказал Юргенс.

Минфин уже не впервые пытается внести изменения в процедуру банкротства страховых компаний. В июне ведомство разработало законопроект о наделении Агентства по страхованию вкладов функциями ликвидатора страховых организаций.

Яна Пашаева

Вся лента