Турпакет на вылет
Отрасль готовится к изменению правил
Чуть меньше месяца назад в туристической отрасли началась череда потрясений. Вслед за уходом с рынка одного из самых крупных игроков — оператора "Нева" о прекращении работы заявили еще шесть компаний. По данным Ростуризма, число пострадавших достигло 65 тыс. человек, по неофициальным данным, это число могло превысить 80 тыс. Сами игроки рынка утверждают, что банкротов погубил демпинг. Чиновники обещают решить проблему, заставив отрасль работать по новым законам.
Эффект домино
Череда массовых банкротств на туристическом рынке началась 16 июля, когда прекратила свою работу петербургская "Нева". В числе пострадавших тогда оказались 23 тыс. человек (7 тыс. остались за границей, еще 16 тыс. не смогли уехать по приобретенным путевкам). Основными причинами финансового краха одной из самых крупных компаний в отрасли стало падение финансовых показателей (за полгода прибыль сократилась на 25%), новые правила выезда за границу госслужащих и общая неблагоприятная экономическая ситуация. Уже 25 июля о крахе заявил небольшой московский оператор "Роза ветров — Мир" (РВМ). Компании удалось самостоятельно вывезти из-за границы всех туристов, но аналитики впервые заговорили о системных проблемах на рынке. Одной из причин краха РВМ стал отказ в предоставлении уже одобренного займа.
Банки стали массово отказываться кредитовать рискованный туристический бизнес. Схожие проблемы начались на рынке страхования. Финансовую гарантию "Невы" на сумму 454,2 млн руб. обеспечивала малоизвестная компания "Восхождение", чей совокупный долг оценивался в 550 млн руб. Общая сумма гарантий, которое "Восхождение" выдало 40 туроператорам, составила 1,4 млрд руб., оценивали во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). 23 июля Центробанк объявил о приостановке действия лицензии компании, а страховщики стали просто отказываться гарантировать риски туроператоров. По оценкам главы ВСС Игоря Юргенса, убыточность этого бизнеса составляет 90%. Сейчас на рынке существуют 20-30 компаний, готовых работать с туроператорами, но только при наличии гарантий.
Далее о свой несостоятельности заявили "Экспо тур", "Интаэр" и "Нордик стар". Но самым крупным потрясением для рынка стал крах "Лабиринта" и "Идеал тура" Михаила Шаманова. Число пострадавших оценивалось в 57 тыс. человек. Формально проблемы компаний не были связаны между собой. Причиной банкротства "Лабиринта" стал долг перед "Оренбургскими авиалиниями" на 1,5 млрд руб., "Экспо тур" погубил провалившийся на рынке новый продукт (круизы по Черноморскому побережью), а "Нордик стар" давно собиралась уйти с рынка.
Серией банкротств уже занялись правоохранительные органы. 5 августа представители Следственного комитета заявили о начале проверок закрывшихся компаний, а через два дня и о возбуждении пяти уголовных дел. Действия следователей стали реакцией на обращение Ростуризма проверить работу закрывшихся компаний. Но пока конкретные претензии предъявили только бенефициарам "Лабиринта": по результатам проверки был вскрыт факт хищения у клиентов 100 млн руб. Сотрудники остальных компаний подтвердили "Ъ" факт проведения проверок, но не смогли назвать ни одной реальной претензии. "Никто не разобрался в обстоятельства, всех подвели под одну гребенку",— жалуются в РВМ. Многие чиновники от туротрасли вообще сомневаются в необходимости возбуждения уголовных дел. Как пояснили источники "Ъ", сомнения у властей вызывает лишь "Лабиринт".
Закон и порядок
Параллельно государство и участники отрасли задумались о серьезном изменении ее регулирования. Система страхования ответственности туроператоров создана два года назад после скандального ухода с рынка "Ланты-тур", когда более 6,5 тыс. человек не смогли получить компенсацию из-за банкротства оператора. С весны 2012 года компании обязаны раскрывать финансовые показатели, а страховщики — рассчитывать размер гарантии на основании данных о выручке. Дополнительно риски страхует межотраслевой фонд "Турпомощь", формирующийся за счет средств операторов (взнос 100 тыс. руб. плюс 0,1% от оборота в год). Но система оказалась недостаточно эффективной. Размер фингарантии "Невы", 454,2 млн руб., был самым большим на рынке, но очевидно, что пострадавшим клиентам не удастся получить средства в полном объеме. Похожая ситуация сложилась с "Лабиринтом". Оператор застраховал свою ответственность только на 10% от средств, реально полученных за путевки (общая сумма фингарантии составляет 160 млн руб.), соответственно туристам удастся компенсировать только 10% затрат, рассказывает гендиректор "Пегас туристик" Анна Подгорная.
На прошлой неделе на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака была создана рабочая группа, которая к 20 августа должна представить поправки к отраслевому законодательству. Свои варианты предлагают также Минкульт, Ростуризм и отраслевые союзы — Ассоциация туроператоров России (АТОР) и Российский союз туриндустрии (РСТ). Позиции сторон сходятся далеко не во всем. Так, глава Минкульта Владимир Мединский требует ужесточить госрегулирование отрасли и увеличить финансовую нагрузку на операторов. Но это категорически не нравится представителям АТОР и РСТ: дополнительное финансовое бремя не даст работать многим честным оператором.
РСТ, со своей стороны, рассчитывает утвердить новые правила фрахта самолетов. Сейчас клиентам туроператоров не выдают на руки реальные билеты, и авиакомпании не несут никакой ответственности за перевозку пассажиров. РСТ предлагает фиксировать в договоре обязанность авиакомпании в любом случае перевезти пассажиров, разделив риски с туроператорами. Но мера не находит поддержки у большинства операторов, так как неминуемо приведет к росту стоимости авиабилетов, объясняет чиновник, знакомый с ситуацией.
Среди мер, предложенных АТОР,— запрет на профессию для бенефициаров обанкротившихся компаний и обязательный аудит участников рынка. Оба отраслевых союза рассчитывают скорректировать страховое законодательство. По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, в турбизнесе может быть создана система страхования, приближенная к рынку ОСАГО и каско. РСТ выступает за страхование каждого договора с клиентом в отдельности — но это кажется страховщикам слишком трудоемким, отмечает один из собеседников "Ъ" на рынке. Сходятся стороны только в желании передать Ростуризму функции регулятора, который сможет инициировать проверки операторов - сейчас этим занимаются Роспотребнадзор и следственные органы.
Несезонный спад
Как в результате изменится структура туристического рынка, пока прогнозировать сложно. Ведь далеко не все банкротства происходят столь громко. За последние два года реестр туроператоров уже и так сократился примерно на 500 компаний. Оценивать предстоящее количество банкротств участники рынка не берутся. Это "серый бизнес", и реальных данных о финансовом положении компаний ни у кого нет, объясняет "Ъ" один из чиновников. По мнению участника отрасли, в конечном итоге на рынке может остаться 20-25 чартерных компаний, около 50-60 операторов и, возможно, несколько сотен маленьких фирм.
Единственное, что безоговорочно отмечают все игроки,— спад потребительской активности. Популярность готовых туров упала год назад: летом 2013 года операторы отчитались о сокращении рынка на 10-15%. В первом квартале 2014 года, по данным Ростуризма, число выехавших за рубеж туристов сократилось на 4%. По данным опроса Synovate Comcon, в первом квартале 2014 года число побывавших за последний год за границей россиян оценивалось в 10,7%, что всего на 0,4% превосходит данные 2013 года (последние пять лет показатель стабильно рос на 1-2%). Доля выезжающих за границу москвичей впервые после нескольких лет роста показала падение на 1,4%. Спрос непосредственно на туристические путевки сократился еще сильнее. РСТ и АТОР указывали, что реальное падение продаж составляет 30-35%. Заметнее всего сократился турпоток в Европу. Ранее популярные страны, например, Испания, по оценкам операторов, теперь показывают снижение турпотока примерно на 25%. Представители отрасли связывают это с ослаблением рубля и общим снижением потребительской активности.
Впрочем, по оценкам гендиректора "Пегас туристик" Анны Подгорной, речь идет скорее о замедлении роста рынка: "Если в предыдущие несколько лет рынок прибавлял по 50-70%, то в этом году рост можно оценить в 10-15%". По ее словам, больше всего проблем сейчас испытывают операторы, бронирующие места у авиакомпаний, которые не смогли просчитать рынок. Одним из проблемных направлений в этом сезоне стала Греция. По словам гендиректора турагентства "Центр путешествий" Татьяны Черниковой, многие операторы забронировали кресла, но клиентов почти нет. "Сейчас продаются туры за 10-15 тыс. руб. и летают полупустые самолеты",— объясняет госпожа Черникова.
Вопрос доверия
Крупные игроки называют ситуацию ожидаемой. Уже несколько лет многие операторы не могли распродать выкупленные авиабилеты и терпели убытки, рассказал "Ъ" менеджер крупной компании. Госпожа Подгорная называет еще одной массовой проблемой демпинг. Операторы продают путевки с дисконтом около 50%, чаще всего скидка достигается за счет использования оборотных средств. Но объективно просчитать демпинг нельзя: реальная стоимость путевок и билетов — это инсайдерская информация, которую туроператоры тщательно скрывают, предупреждает менеджер другой крупном компании. "Например, мы в год выкупаем 2,5 млн кресел, это может быть 70% загрузки самолетов авиакомпании, соответственно себестоимость билета получается намного ниже, чем в рознице. Точно такая же ситуация с отелями, когда оператор на сезон может полностью забронировать гостиницу или выкупить 80% номеров",— объясняет он. Татьяна Черникова приводит пример: стандартная стоимость перелета Москва--Анталья--Москва в рознице составляет $500, операторы платят за него примерно $150.
Главным последствием массового краха туроператоров для участников рынка стал уже начавшийся кризис доверия. "Мы работаем через дилерскую сеть, не общаемся с реальными клиентами, продажи действительно сокращаются, но мне кажется, что падение окажется незначительным в долгосрочный перспективе",— надеется Анна Подгорная. Однако сразу несколько опрошенных "Ъ" крупных туроператоров заявили, что продажа туров за последнюю неделю упала примерно на 20%. Дилеры называют еще более значимые цифры. Так, по оценкам Татьяны Черниковой, продажи в августе упали примерно на 50%. Ситуация напрямую зависит от информации о новых банкротствах — как только заявляют о закрытии очередного туроператора, люди резко перестают покупать путевки, через несколько дней ситуация выправляется.
Проблемы рынка оказываются серьезными в основном для туроператоров. Агентства работают по другой схеме, не вкладывая собственных средств: с каждой проданной путевки они получают примерно 10% комиссионных. Но, по словам госпожи Черниковой, многие дилеры сейчас также несут затраты. "Фирмам приходится самим оплачивать пребывание туристов закрывшихся операторов за границей, иначе репутационные риски слишком велики,— рассуждает она.— Я знаю несколько примеров, когда компаниям приходилось тратить по 500 тыс.--1,5 млн руб. на вывоз клиентов "Лабиринта"".
Осенью проблемы могут усугубиться. Это традиционно сложный сезон: активность клиентов падает в три раза, выкупать зимние туры люди еще не начинают, а нужно расплачиваться с контрагентами за лето, объясняют туроператоры. По прогнозам одного из чиновников, бесконтрольный отток игроков прекратится только после реформы законодательства. Но для разработки и принятия всех перечисленных мер понадобится как минимум еще несколько месяцев.
У них
Ситуация на европейском туристическом рынке, в отличие от российского, остается в целом стабильной. В пятницу британская TUI Travel Plc (входит в немецкую TUI AG) опубликовала отчет за окончившийся 30 июня третий квартал 2014 финансового года. Квартальная прибыль выросла на 21%, до £92 млн. Компания сообщила, что 88% ее летней программы уже продано. На основных рынках — Великобритании и Германии — ситуация стабильная. В Великобритании продажи выросли на 1%, в Германии замедлились на 1%.
31 июля один из лидеров мирового рынка онлайн-бронирования, американская компания Expedia Inc, отчиталась о своих результатах по итогам второго квартала: выручка составила $1,5 млрд, что на 24% больше, чем годом ранее. Чистая прибыль выросла на 25% — до $89,4 млн. При этом компания продолжает искать новые способы привлечения клиентов — в июне Expedia стала принимать в качестве оплаты биткоины.
На туристическом рынке Турции определенное изменение структуры спроса произошло из-за конфликта между Израилем и Палестиной. Он вылился в том числе к обострению диалога Израиля с Турцией, власти которой выразили несогласие с политикой Тель-Авива по отношению к палестинцам. Как результат, израильтяне стали отказываться от туров в Турцию. По данным турецкой Ассоциации турагентов, за последние несколько недель было зафиксировано более 50 тыс. отказов от туров со стороны граждан Израиля. Ассоциация прогнозирует, что убытки турецкого рынка от продолжающегося массового отказа израильтян отдыхать в Турции, могут составить до $400 млн. Впрочем, ассоциация отмечает, что эти потери может компенсировать резкий рост числа туристов из Ирана, в отношении которого в последнее время были заметно смягчены международные санкции. За первую половину 2014 года количество туристов из Ирана, посетивших Турцию, выросло на 42% — почти до 750 тыс. человек.
Еще одной проблемой международного туристического рынка является всплеск эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке. 6 августа IATA заявила, что сейчас лихорадка, "надвигающаяся торговая война с Россией", конфликт на Ближнем Востоке и ухудшение экономической ситуации в Аргентине являются главными проблемами, угрожающими спросу на воздушные перевозки.