"Из-за нехватки знаний происходят порой глупейшие ситуации"
Говорит начальник лицензионно-разрешительного управления МВД РФ генерал-майор полиции Леонид Веденов
О частной охране, университетской подготовке специалистов для казачьих ЧОПов и проблемах вневедомственной охраны Вячеслав Козлов поговорил с начальником лицензионно-разрешительного управления МВД РФ генерал-майором полиции Леонидом Веденовым.
Похоже, что не существует единого мнения, сколько человек задействовано в сфере охраны. Можете назвать точную цифру?
Официально частных охранников в России 700 тысяч человек. Это непосредственно те люди, которые имеют удостоверение частного охранника. Но есть бухгалтеры и обслуживающий персонал, поэтому мы смело можем увеличивать цифру официально работающих в сфере в полтора раза. Получается, что в этом бизнесе работает порядка 1-1,5 миллиона человек. С момента создания и официального закрепления этого вида деятельности законом стало понятно, что оказывать охранные услуги должно не только государство. Но сейчас МВД предоставляет свыше 30 видов услуг, в том числе связанных с охраной имущества. Этим занимаются и находящееся в ведении МВД ФГУП "Охрана", и вневедомственная охрана. Они оказывают услуги по охране квартир, сопровождению грузов физических лиц и юридических лиц на платной основе.
Руководители ЧОПов говорят, что МВД должно быть лишено функций платной охраны, а вместо этого его сотрудники пользуются преференциями на рынке, беспрепятственно обеспечиваются оружием.
Наверное, когда полицейские на платной основе что-то охраняют, это неправильно. Полицейские должны заниматься тем, ради чего созданы: ловить преступников. И государство в свое время приняло совершенно правильное решение хотя бы частично выйти из сегмента частной охраны и допустить в него ЧОПы. Количество объектов, которые может охранять вневедомственная охрана, сократили. Но до сих пор идет серьезная дискуссия. ЧОПы говорят, что охранники-полицейские с боевым оружием — это их серьезный конкурент.
Но, по сути, это недобросовестная конкуренция.
Говорить о недобросовестной конкуренции я не буду. Если бы ФГУП "Охрана" или вневедомственная охрана работали вне рамок законодательства, мы, наверное, могли говорить о какой-то недобросовестности. Но это не мешает говорить о том, чтобы полиция прекратила оказывать услуги коммерческого характера.
А вы сами как считаете?
В перспективе граждане от услуг вневедомственной охраны должны отказаться, но сразу это сделать невозможно. Хотя бы потому, что есть сегменты, которые частные охранные предприятия не в состоянии потянуть.
Это какие?
На сегодняшний день частных охранных организаций почти 24 тысячи по России. Получается, что в типичном охранном предприятии работает 50-100 человек. Крупных охранных структур с численностью работников, соотносимой с ФГУП "Охрана" или соответствующими подразделениями "Газпрома", "Транснефти", просто не существует. Они не обладают потенциалом, который бы позволял надежно стоять на ногах в этом сегменте. Малочисленность, финансовая несостоятельность ЧОПов, корпоративные споры, рейдерские захваты создают риски для серьезных организаций. Но повторюсь: в перспективе государство должно охранять только те объекты, которые связаны с вопросами национальной безопасности, к примеру АЭС.
Вы говорите, что наши ЧОПы мелковаты для охраны важных объектов. Но руководители ЧОПов утверждают, что им просто не дают укрупниться, в том числе МВД, у которого есть вневедомственная охрана.
Они лукавят. Какие бы проблемы ни возникали в сфере охраны, враг номер один — МВД. Наверное, это из-за лицензионно-разрешительных функций, которые возложены на ведомство. Но я бы здесь разделил зоны ответственности. На том же Западе охрана стратегических объектов обеспечивается силами частных охранных компаний, которые можно по пальцам пересчитать. У них несколько сотен тысяч сотрудников. В общем-то мир давно определился: не десятки тысяч ЧОПов должны быть, а десятки.
Тогда почему наши ЧОПы не становятся крупнее?
В первую очередь из-за правил налогообложения. ЧОПы искусственно дробятся, чтобы платить налоги по упрощенной схеме, они объединяются в ассоциации, но не представляют единое юрлицо. Из-за этого внутри ЧОПов возникают конфликты, друзья вместе начинают бизнес, а потом друг друга заказывают. Если вы хотите иметь доступ к крупным объектам, укрупняйтесь, но тогда придется платить совершенно другие налоги, как, например, тому же ФГУП "Охрана". МВД заинтересовано в укрупнении частных охранных организаций. Но есть и другая проблема, которая мешает развиваться отрасли. Это очень низкий профессионализм управленцев в этой сфере.
Что вы имеете в виду?
Эффективность работы охранного предприятия зависит от профессионализма менеджеров. В охране сложилась удивительная ситуация. На многотысячную отрасль нет практически ни одного учебного заведения, которое готовило бы для нее управленцев хотя бы на уровне среднего специального образования. Я не говорю о высшем. Максимум, что на сегодняшний день есть,— это негосударственные образовательные учреждения, школы, которые готовят частных охранников, выдают удостоверения. Но это все равно что поставить обученных токарей на завод без руководителей. Какой от них толк?
На Западе охрана стратегических объектов обеспечивается силами частных охранных компаний. В общем-то мир давно определился: не десятки тысяч ЧОПов должны быть, а десятки
Частные вузы не чувствуют, что есть спрос в управленцах в охране?
Конкретных шагов мы не видим. Необходимо найти людей, которые бы пробивали эту идею, создавали бы специализацию и научную базу под обучение. По моим оценкам, за последние десять лет были защищены две-три кандидатские работы и всего одна известная мне докторская на тему охранной отрасли. Люди работают понятийно, на пальцах.
Вот вы упомянули школы охранников. Они дают достаточные для работы охранника знания и навыки?
С теоретической точки зрения достаточные, а как на практике реализуются программы обучения, мне трудно сказать, на этот счет порой есть сомнения. Негосударственные образовательные учреждения лицензируются Минобразования, МВД этот процесс не контролирует.
Но представители МВД есть в экзаменационных комиссиях.
Понимаете, это уже финал, мы не знаем, как и чему учат в школах. Когда начинаешь поглубже проверять, получается, что нередко в школах вовсе не учатся. Недавно состоялось совещание, на котором мы серьезно обсуждали, в том числе с Минобрнауки, процесс обучения охранников и работы экзаменационных комиссий — они ведь и здесь хотели ограничить наше участие.
Почему они так держатся за эту сферу?
Не знаю. Мне кажется, что всему виной слишком формализованный, невдумчивый подход. Раз речь идет об обучении, значит, этим должно заниматься только Минобрнауки — и никто больше. У Рособрнадзора, по нашим оценкам, нет ресурсов, чтобы наладить контроль обучения охранников. Что же касается самого экзамена, то у меня к нему своеобразное отношение — по подходу он напоминает ЕГЭ. Я выскажу определенные сомнения, что он отражает реальные знания человека. Если охранник один-два раза услышал от преподавателя о юридической ответственности за применение оружия, но не проникся этим, смысла в обучении нет. Из-за нехватки знаний происходят порой глупейшие ситуации: невооруженные преступники нападают на охраняемый объект и разоружают охранников криками, забирая их оружие. Возникает вопрос: ты чему учился и чего ты тут стоишь? У нас более 70% нападений на охраняемые объекты не встречают противодействия со стороны охранников.
Но это логично: никто не будет вставать грудью за какой-то объект.
Я понимаю, если на человека направили пистолет, строить из себя Рэмбо бессмысленно, но есть вещи, которые не требуют специальных навыков: нажми на кнопку тревожной сигнализации. Зачастую кнопка нажимается после того, как нападавшие уехали, причем через 15-20 минут.
Тогда опять вопрос про востребованность: клиенты же видят, что охранники зачастую не нужны.
У нас иногда рассуждают так: поставим хоть кого-нибудь, главное, чтобы был. С другой стороны, зарплаты у охранников на таких объектах довольно низкие — 10-15 тысяч рублей, это необременительно для хозяина торговой точки. Но тем не менее, если мы говорим о маленьких магазинчиках и не говорим о крупных торговых комплексах, в охраннике необходимости нет, потому что толку от него, как показывает опыт, никакого. У нас есть полиция, которая должна обеспечивать спокойствие и порядок на улицах.
МВД не хочет самостоятельно обучать охранников, раз никто другой этим не занимается?
МВД по закону не может этого делать. Но мы инициировали процесс создания специализации в Московском государственном университете технологий и управления им. К. Г. Разумовского (МГУТУ; так называемый Первый казачий университет с 2010 года включился в реализацию проекта целевой подготовки специалистов из числа казаков — по данным МГУТУ, их в университете более 2 тысяч человек.— "Власть"). Там планируется создать отделение по обучению специалистов в сфере управления в охранной отрасли, в перспективе речь идет об учреждении кафедры. Эта идея была поддержана, в том числе в Минобрнауки. Рассчитываем, что отделение выпустит 300 специалистов за пять лет.
Это ваша идея?
Совместная. Правительство недавно предоставило войсковым казачьим обществам право создавать частные охранные предприятия. Атаманы у нас попросили специалистов, а мы поняли, что специалистов у нас нет.
Когда начинается обучение?
Возможно, что и в этом учебном году успеют отделение запустить. Скорее всего, там будут преподавать и наши специалисты. Они будут обучать тому, что связано с оборотом оружия и спецификой частных охранных предприятий.