Emmy о добре и зле
Распределение главных телевизионных наград планеты — премий Emmy — любителя сериалов может привести в бешенство, на самом деле жюри голосовало по существу.
Всякое новое вручение "Эмми" оставляет зрителя, в особенности увлеченного зрителя, с чувством глубокого недоумения. Год за годом в одних и тех же номинациях побеждают одни и те же люди и шоу, а когда фавориты сходят с дистанции, на их место назначаются новые фавориты. Если любую другую премию мы чаще всего воспринимаем как способ указать нам на что-то яркое и новое, то с "Эмми" все наоборот. Эту премию вручают, скорее, за заслуги, как ежеквартальную премию: за верность партии, за зрительскую любовь, за то, что совершенно не изменились с прошлого года.
Так произошло и в этом году. Мы сколь угодно могли обсуждать сентенции Расти Коула из "Настоящего детектива", восхищаться блестящей работой Билли Боба Торнтона в "Фарго", создавшего идеальный киношный образ злодея сколь зловещего, столь же и нелепого (его, впрочем, вопреки здравому смыслу и вовсе ни на что не номинировали), с замиранием сердца следить за развенчанием политики в "Карточном домике" и так далее, и так далее. Однако достаточно было взглянуть на победителей прошлого года, чтобы безошибочно определить лидеров этого: "Во все тяжкие", "Американская семейка" и все те же лица вокруг них. Такая награда становится даже не вполне наградой — зато послание академиков понятно. Джим Парсонс? Вот твоя четвертая статуэтка за лучшую роль в комедийном сериале, и спасибо за то, что держишься в седле и нам не приходится совершать невозможный выбор между Рикки Джервейсом и Луи Си Кей. Джулия Луи-Дрейфус? Хорошо, что ты такая маленькая и хорошенькая и можно вручить тебе уже третью награду в обход Эми Полер, Лины Данем и Мелиссы Маккарти, которые не так хорошо смотрятся на сцене и еще неизвестно что на ней могут учудить. "Американская семейка"? Пятая "Эмми" за лучшую комедию и особая благодарность за то, что сериал один махом закрывает все обязательные политкорректные темы. Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фримен в лучшем драматическом мини-сериале? Спасибо за то, что дали нам повод хоть за что-то похвалить англичан. Всем спасибо, и надеемся наградить вас за то же самое в следующем году. Но не за новизну, не за оригинальность, не за то, что мы, открыв рот, сидели у телевизора — поскольку академики, очевидно, открыв рот, у телевизора не сидят. Достаточно глянуть на список победителей, чтобы понять, что телевидение, и сериалы в частности, они не любят. Но смотрят, если их заставить. И, конечно же, смотрят не целыми сезонами, а отдельными сериями, и уже по ним выносят решение, что и кого награждать.
Кстати, сериалы, о которых мы больше всего говорили в прошлом году, "Фарго" и "Настоящий детектив", получили награды, которые на каком-нибудь "Оскаре" сошли бы за главные: "за лучшую режиссуру". А лучшая современная комедия "Луи" справедливо отмечена за свою знаменитую серию "Что сказала толстуха?". Значит ли это, что академики их заметили, но побоялись выделить? Нет, скорее похоже, что те, кто вручают "Эмми", мыслят глобальнее. Пусть у их главных любимцев — "Во все тяжкие" и "Американской семейки" — довольно скромные рейтинги, пусть они не то, что приковывает наше внимание к телевизору. Но только они из всего массива современных сериалов не просто развлекают, но и рассказывают более глобальную американскую историю. Один — это драма о рождении американского зла, другой — комедия о торжестве добра. Ну а все остальное как-то болтается между ними.