Внутреннему туризму прописали поддержку
Но пока неясно, кто за это заплатит
В попытках стимулировать россиян отдыхать на родине Ростуризм предлагает государству дотировать одну из наиболее затратных статей расходов туристов — транспортную. Речь идет о прямых субсидиях, отмене НДС, снижении аэропортовых и агентских сборов в перевозках в Крым, Краснодарский край, на Северный Кавказ, Дальний Восток, Байкал и в Арктику. Но все предложения вызывают вопросы и у чиновников, и у участников отраслей, а срок их реализации очень долгий, вплоть до 2020 года.
Одним из пунктов плана мероприятий по реализации стратегии развития туризма в РФ до 2020 года, подготовленного Ростуризмом, стало повышение транспортной мобильности населения внутри страны. Для этого предлагается разработать комплекс мер по снижению тарифов для туристов, в том числе через субсидирование авиа- и железнодорожных перевозок, поддержку отечественных лоукостеров, уменьшение портовых, аэропортовых и агентских сборов. Ответственными станут Минкультуры, Минтранс, Минэкономики, Минфин, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и Росавиация, срок исполнения — 2014-2020 годы. В Минэкономики, Минтрансе и ФСТ подтвердили получение плана и готовят предложения. В Минфине и Росавиации впервые слышат об идеях Ростуризма.
Из проекта плана мероприятий следует, что приоритетными зонами развития туризма должны стать Крым, Сочи, Северный Кавказ, Дальний Восток, Арктика и Байкал. Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Илья Уманский говорит, что на Черноморское направление — Крым и курорты Краснодарского края — приходится порядка 80% внутреннего туристического трафика. Популярными маршрутами считаются и города, входящие в Золотое кольцо, а также Петербург и Минеральные Воды. Гендиректор холдинга "Випсервис" (продает авиа- и железнодорожные билеты) Дмитрий Горин отмечает, что в этом году по ряду европейских направлений авиаперевозки уже сократились на 40%, а во внутреннем сообщении на юг выросли на 30%. По оценкам топ-менеджера, за границу в год вылетают с целью туризма порядка 18 млн россиян, по РФ цифры "минимальны", но "потенциально с учетом "дикарей"" рынок может вырасти до 32 млн человек в год.
По данным Росавиации, российские авиакомпании в январе--июне 2014 года перевезли 41,5 млн пассажиров, причем если международные перевозки выросли на 5,6%, до 21,281 млн человек, то внутренние — на 17%, до 20,2 млн человек. Федеральная пассажирская компания ОАО РЖД в 2013 году в дальнем сообщении перевезла 108,6 млн человек, из них внутри страны 90,2 млн человек, что на 6% меньше, чем годом ранее. Только 2,1 млн билетов было выкуплено для перевозки групп. Пассажиропоток в международном сообщении вырос на 8%.
Замминистра культуры Алла Манилова заявила "Ъ", что в классической схеме внутренний туризм должен в четверо превышать въездной и выездной. Субсидий, которые сейчас, например, выделяет Росавиация по ряду направлений, недостаточно, но если будет принято решение о дополнительной господдержке, средства будут выделяться на конкретные направления после более точного анализа туристических потоков и логистики, подчеркнула госпожа Манилова. Предполагаемый объем субсидий она не уточнила. В Ростуризме подтверждают, что системы субсидирования давно обсуждаются, но схемы пока нет. Например, рассматривается предоставление субсидий как перевозчикам или туроператорам, так и самим туристам. Крупные перевозчики не комментируют идеи Ростуризма, но неофициально настаивают, что получать субсидии должны именно они.
Государство и сейчас субсидирует авиа- и железнодорожные перевозки. ФПК ежегодно получает из бюджета компенсацию за перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах. В 2014 году субсидия составила 23,6 млрд руб., но в ФПК все равно говорят о дефиците в 5,7 млрд руб. Объем господдержки авиаперевозчиков на порядок ниже. В 2013 году было реализовано пять программ на 7,5 млрд руб.: вывоз пассажиров с Дальнего Востока (3,5 млрд руб.), перевозки в Приволжском ФО (450 млн руб.) и новые маршруты в шести округах. После вхождения Крыма в РФ государство оплачивает половину стоимости авиабилета на полуостров. В этом году на поддержку авиаперевозок предусмотрено 8,8 млрд руб.
Но, по словам Ильи Уманского, альтернативный вариант — отмена НДС на внутренние перевозки (18%) — обсуждается с 2011 года. В Минэкономики в начале 2013 года считали, что обнуление НДС снижает цену авиабилета на 5-10%, а бюджет потеряет 30 млрд руб. в год. По оценке Дмитрия Горина, при отмене НДС авиабилеты подешевеют на 7-8%. В мае Госдума приняла закон о нулевой ставке НДС для внутренних перелетов в Крым и Севастополь. Поручение обнулить НДС на пригородные перевозки дал в июле и Владимир Путин (это принесет перевозчикам 4,5-5 млрд руб.). Против отмены НДС выступает Минфин. Но, по мнению господина Уманского, перевозчики могут продавать билеты туроператорам дешевле на размер НДС, а выпадающие доходы получать из госсубсидий.
Еще одной формой поддержки может стать уменьшение комиссии агентам. Но, по мнению Дмитрия Горина, это неактуально: два года назад авиакомпании платили агенту 9% стоимости билета, сейчас не больше 3%. Ростуризм допускает и снижение аэропортовых сборов. В Домодедово заявили, что при перелете из Москвы на Дальний Восток их доля в цене билета — менее 5% в экономклассе, в Шереметьево говорят, что сборы — лишь 10-15% от общих затрат авиакомпаний. По оценке независимого эксперта Андрея Крамаренко, на сборы приходится 15% от стоимости билета, но снизить их почти невозможно: тариф утверждает ФСТ и он формируется исходя из затрат аэропортов.