"Выставка – словно творческое путешествие Кандинского из России и обратно"
"Стог сена" Клода Моне вдохновил Василия Кандинского заняться живописью. Художник блестяще окончил юрфак Московского университета, однако импрессионистское творение стало толчком для того, чтобы юрист открыл в себе творца и посвятил жизнь живописи, рассказывает арт-обозреватель "Коммерсантъ FM" Дмитрий Буткевич.
В Художественном музее Милуоки до 1 сентября открыта удивительная выставка: "Кандинский: Ретроспектива". Она задумана центром Помпиду, который является главным хранилищем работ великого русского художника, родоначальника немецкого экспрессионизма и мирового абстракционизма в начале XX века. Василий Кандинский родился в Петербурге в 1866 году и провел в России первые 30 лет жизни. На этом основании отечественные историографы часто называют его русским художником. Кандинский – несомненно, русский, хотя прабабушка его была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец происходил из рода мансийских князей Кондинского княжества, а детские и юношеские годы он провел в Одессе.
А вот насчет "художника" – вопросы остаются. В России Кандинский был юристом, с блеском окончил юрфак Московского университета, и в 1896 году Дерптский университет предлагал ему звание профессора. Однако он годом ранее увидел на выставке импрессионистов картину Клода Моне "Стог сена" и решил стать художником. В 1896-м уехал в Мюнхен, обучался в частной студии Ашбе и в Академии у Фон Штука. В 1901-м создал группу "Фаланга", организовал школу, где сам же и преподавал.
Жил в Германии до 1914 года, когда вынужден был уехать в Россию, как гражданин воюющей стороны. Тогда, кстати, он оставил все свои картины возлюбленной, художнице Габриэле Мюнтер; поэтому за границей и осталось много его ранних работ. После Октябрьской революции был председателем Всероссийской закупочной комиссии ИЗО Наркомпроса и вице-президентом Российской академии художественных наук. В декабре 1921-го выехал в Германию для организации филиала РАХН, да там и остался. Получил немецкое гражданство, затем французское и умер в Париже в декабре 1944-го.
Его последняя жена Нина Кандинская подарила коллекцию его работ французскому государству. Сейчас более 80 картин и документов выставлено в США; при этом экспозиция дополняется работами современников-экспрессионистов из собрания Музея Милуоки. Выставка разбита на пять частей – глав из жизни художника; это словно его творческое путешествие из России в Мурнау и Мюнстер, обратно в Россию, снова в Германию и во Францию в период между двумя войнами.