Конструкторский конвейер Капицы

традиции

В "Криогенмаше" утверждают, что если бы не мощнейшая научно-исследовательская и опытно-конструкторская составляющая, заложенная еще его основателем выдающимся ученым Петром Капицей, компания давно потеряла бы значительную часть своего портфеля заказов ключевого оборудования, безнадежно проиграв в соперничестве с западными конкурентами.

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

Производственные компании, ведущие собственные НИОКР, до сих пор большая редкость в современной России. Немногочисленные примеры можно найти в авиации и космонавтике, атомной энергетике и оборонной промышленности. В их числе и предприятие "Криогенмаш" — пример удачного соединения передовой науки с собственным производством. Компания объединяет несколько профильных активов — научно-исследовательский и конструкторский институт и машиностроительный завод ОАО "Криогенмаш", а также специализированный проектный институт ОАО "Гипрокислород".

Собственное конструкторское бюро (КБ) было организовано при заводе в год начала его работы — в 1949-м — тогда еще под руководством будущего нобелевского лауреата Петра Капицы. Окончательное объединение всех конструкторских служб института и завода произошло в 1967 году, когда в Балашихе был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт криогенного машиностроения — ВНИИКриогенмаш. Современный институт, входящий в состав ОАО "Криогенмаш", его наследник, и сегодня здесь продолжаются исследования и разработки по созданию новейшей криогенной техники.

"Наличие собственного института дает нам возможность организовать производство оборудования по цепочке научные исследования--разработка конструкторской документации--производство--пусконаладка и сдача в эксплуатацию. Именно работа по такому полному циклу, от исследований до сдачи готового оборудования, и является залогом прочности, сохранения и развития компании,— говорит "Ъ" заместитель директора НИиКИ КМ ОАО "Криогенмаш" Александр Кортиков.— Без научной составляющей мы не смогли бы выжить и занять ведущее место на отечественном рынке криогенной техники".

За последние несколько лет "Криогенмаш" реализовал более 40 крупных проектов, разрабатывая уникальное оборудование, модернизируя существующее и создавая новые производства технических газов. В период 2008-2014 годов "Криогенмаш" изготовил и ввел в эксплуатацию 34 криогенные ВРУ разной производительности для крупнейших металлургических комбинатов, предприятий химической и нефтехимической промышленности.

Также сотрудниками института были разработаны системы заправки для космодромов Байконур (Казахстан), Плесецк (Россия), Sea Launch, SHAR (Индия), Куру (Французская Гвиана), KSLV (Южная Корея). Водородные и гелиевые системы для немецких, швейцарских, китайских компаний, решения для СПГ в России, Польше, Китае — вот далеко не полный список наукоемкого оборудования, разработанного и произведенного ОАО "Криогенмаш".

Над новейшими разработками в институте сейчас работают восемь отделов, шесть из которых конструкторские. Каждый отдел выполняет свою функцию: кто-то занимается разработкой и созданием блоков ВРУ с соответствующим оборудованием. Другой отдел конструирует колонны, теплообменники, сепараторы и фильтры. В третьем проектируются турбодетандеры — машины для производства холода. Это сердце ВРУ, позволяющее достичь низких температур, при которых обеспечиваются все процессы, происходящие в установке. Есть отдел, в котором проектируют емкости для хранения жидких продуктов — в них хранятся сжиженные технические газы на космодромах, промышленных предприятиях.

Проектирование всего оборудования производится с использованием самых современных сертифицированных комплексных технологий CAD/CAM/CAE. Конструирование осуществляется в системе CATIA v5, позволяющей создавать 3D-цифровые модели деталей и сборочных единиц любого уровня сложности с верификацией 3D-виртуального изделия. "CATIA — это настольный инструмент наших конструкторов. Уходящих в бесконечность кульманов и людей в белых халатах давно уже нет",— рассказывает Александр Кортиков. По его словам, эта мощная компьютерная система используется в основном в автомобилестроении и при производстве самолетов. Например, в CATIA работает компания Boeing. "Мы начали осваивать ее в 2003 году. Сегодня наработаны целые комплекты шаблонов, использование которых помогает кардинальным образом повысить производительность труда, избавить сотрудников от рутины и необходимости вырисовывать заново каждый болтик и каждую гаечку",— говорит господин Кортиков. По его словам, без этих технологических новаций было бы невозможно повышать производительность труда, а она на "Криогенмаше" за последние шесть лет выросла вдвое.

Еще одним конкурентным преимуществом "Криогенмаша" является собственный проектный институт ОАО "Гипрокислород". По проектам института было построено свыше 1,5 тыс. предприятий на постсоветском пространстве и в странах ближнего зарубежья. В том числе все кислородные производства на отечественных предприятиях черной и цветной металлургии и все азотно-кислородные станции на предприятиях химической и нефтехимической промышленности, расположенных на территории бывшего СССР. Кроме того, институтом спроектированы наземные комплексы заправки ракетным топливом на космодромах Байконур и Плесецк, а также выполнен проект азотно-кислородного завода космодрома Восточный. "Специалисты "Гипрокислорода" работают в тесном сотрудничестве с конструкторскими и производственными подразделениями "Криогенмаша". Такое взаимодействие позволяет "Криогенмашу" выступать на рынке полноценным конкурентоспособным подрядчиком строительства "под ключ" промышленных объектов, а институту "Гипрокислород" — иметь прогнозируемый объем проектных работ",— говорит Дмитрий Белов, директор института "Гипрокислород".

Кира Васильева

ПОДПИСЬ

Собственное конструкторское бюро, основа нынешней устойчивости на рынке, было организовано при заводе в год начала его работы — в 1949-м — тогда еще под руководством будущего нобелевского лауреата Петра Капицы

Вся лента