Эффект 3D
Выбор Юлии Дюран
Каких-то несколько месяцев назад я рассказывала про тренд "треугольники". Дескать, дизайнеры увлеклись геометрией, и всего милее им простой треугольник: они украшают им мебель, посуду, ткани и прочие домашние штуки. Но этой фигурой познания дизайнеров в геометрии не ограничиваются. Второй их любимец — это ромб. Правда, сам по себе он их мало интересует. Ромб дизайнерам нужен исключительно для того, чтобы создать с его помощью эффект 3D. Это одна из простейших оптических иллюзий, которой еще школьники балуются на уроках: рисуют кубик с тремя сторонами-ромбиками, закрашивают их карандашом разной степени интенсивности — и вот уже с листка пытается выпрыгнуть вполне объемный куб. Причем даже располагая столь ограниченными исходными данными можно придумать разные варианты иллюзии. Все зависит от того, как распределить стороны и цвета.
Возможности нынешних дизайнеров по созданию иллюзий практически безграничны, однако им нравится этот старомодный, но по-прежнему работающий прием. Можно было бы предположить, что идею они подсмотрели на картинах Вазарели — у него эта иллюзия тоже одна из любимых. Но нет, копать нужно глубже в прошлое и ближе к дизайну. Кубики, выложенные из трех кусочков древесины разного цвета, были весьма распространенным орнаментом маркетри наряду с натюрмортами, пейзажами и прочими сложносочиненными картинами. Комоды с обманчивыми фасадами можно найти даже у таких звезд, как Жан-Франсуа Эбен и Жан-Анри Ризенер. Еще чаще, чем на мебели, кубики встречались на паркете, а если провести натуральные раскопки, то можно обнаружить их на мозаичных полах времен античности. Выходит, что эффект 3D в этом его проявлении — один из самых живучих трендов в дизайне. Причем он настолько визуально совершенен, что не нужно даже ничего придумывать.
Дизайнеры и не придумывают. Самый архетипичный и самый востребованный вариант орнамента — монотонные черно-серо-белые кубики, которые отсылают к античной мозаике. Особенно органично он смотрится на плитке и камне (например, столик из мрамора Diplopia Monochrome), но на ткани, обоях и коврах тоже неплохо. Когда в ход идет дерево, как в случае с кушеткой Элизы Строжик и комодом Педро Соуза, понятно, что имеется в виду маркетри. Оба экземпляра, впрочем, уже оторвались от традиций. Строжик сохраняет простоту и симметрию рисунка, но превращает дерево в подобие текстиля, а Педро Соуза строит из своих кубиков целый урбанистический пейзаж. Еще один пример фантазийного подхода — ковер Ruckstuhl (кстати, судя по цветам, в нем тоже не обошлось без влияния маркетри). Тут и объемные кубики, и плоские, и стоящие на полпути между 2D и 3D — рисунок получился куда менее монотонный и узнаваемый.
Главная же новость заключается в том, что эффект 3D создается там, где он вроде бы не нужен, то есть на объемных предметах. Например, полки Бьорна Бликстада состоят из ромбовидных ячеек, но автору это показалось недостаточным, и он покрасил их так, что кажется, будто полки сложены из кубиков. А интереснее всего тема раскрыта в коллекции Illusion от 2222 Edition Design. Объем тут кажется не настоящим, а обманчивым, как у нарисованных кубиков. Пуф и стул демонстрируют варианты спецэффектов. Если верхняя грань светлее, а боковые темнее — получается целый кубик, то есть пуф. Если рисунок перевернуть светлой гранью вниз — кубик откроется, как будто у него убрали половину стенок, и превратится в стул. В принципе, пуф был бы пуфом, а стул — стулом и безо всяких игр с цветом, но так гораздо интереснее.
Главная опасность всех оптических эффектов — они быстро утомляют вплоть до головной боли, тошноты и потери координации. Кубики — это еще не самое страшное по сравнению с мерцающими спиралями, но и с ними надо быть осторожными. У меня, например, после постоянного просмотра картинок глаза разболелись. Так что один столик или пол в гостевом туалете — почему нет, а вот обои в гостиной — это явно лишнее. Хотя если цель заключается в том, что гости не засиживались, то тогда будет в самый раз.