Владиславу Баумгертнеру не зачли белорусский срок
В России бывший гендиректор "Уралкалия" будет находиться под стражей как минимум до ноября
Сегодня исполняется год с момента ареста бывшего гендиректора ОАО "Уралкалий" Владислава Баумгертнера. И хотя этот срок является предельным для содержания под стражей, на свободу предприниматель в ближайшее время не выйдет. Связано это с тем, что правоохранительные органы искусственно, как считает защита, разделили уголовные дела, возбужденные в отношении господина Баумгертнера в Белоруссии и России.
Владислав Баумгертнер был задержан 26 августа 2013 года в Минске, куда прилетел на переговоры с премьер-министром Белоруссии Михаилом Мясниковичем. Генпрокуратура Белоруссии обвинила его в совершении преступления, предусмотренного ст. 424 уголовного кодекса республики (злоупотребление властью или служебными полномочиями). По версии следствия, он нанес ущерб в размере $100 млн "Беларуськалию" и Белорусской калийной компании (БКК), совместно с подельниками занизив реальные цены, по которым сбывалась продукция, и направлял вырученные средства через подконтрольные ему фирмы, "извлекая при этом личную выгоду".
Сначала предпринимателя определили в знаменитую "Американку" — СИЗО КГБ Белоруссии, а затем перевели под домашний арест в снятую им же квартиру в Минске. 20 ноября господина Баумгертнера экстрадировали в Москву, где СКР предъявил ему по тем же основаниям обвинение в злоупотреблении полномочиями (ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 201 УК РФ). По решению Басманного райсуда он был также помещен под домашний арест.
Обжалуя очередное продление ареста в Мосгорсуде, защита настаивала, что Басманный суд не привел конкретных доказательств и обстоятельств, "свидетельствующих о необходимости сохранения" этой меры пресечения, а также не привел доказательств якобы имеющихся намерений господина Баумгертнера скрыться от следствия, угрожать свидетелям или "воспрепятствовать производству по этому делу". Кроме того, адвокаты обратили внимание суда, что их подзащитный фактически находится под стражей с 26 августа 2013 года, и потребовали включить срок его белорусской "отсидки" в срок содержания под стражей в РФ.
Если бы суд согласился с такой трактовкой, 26 августа, по истечении года ареста, бизнесмен должен был получить свободу, так как вышел бы предельный срок его содержания под стражей, предусмотренный ч. 3 ст. 109 УПК РФ. Арест свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях и лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, что не соответствует квалификации следствием деяний экс-гендиректора "Уралкалия". Обвинение, предъявленное Владиславу Баумгертнеру, относится к средней тяжести. Однако Мосгорсуд посчитал, что продление меры пресечения было принято райсудом с соблюдением "всех норм уголовно-процессуального законодательства" и в полном "соответствии с требованиями ст. 109 УПК", где регламентируются вопросы содержания под домашним арестом.
Басманный суд, вынося решение, посчитали в вышестоящей инстанции, "надлежащим образом мотивировал свои выводы об отсутствии оснований" для изменения или отмены меры пресечения, особо подчеркнув, что арест, примененный к экс-гендиректору "Уралкалия", не противоречит и "нормам международного права". Жалоба же адвокатов была отклонена потому, что белорусское и российское уголовные дела не были "соединены в одно производство", а следовательно, не может быть учтен и общий срок ареста предпринимателя по этим делам.
Мосгорсуд оставил Владислава Баумгертнера под арестом до 14 ноября. В ноябре истечет годовой срок содержания топ-менеджера под стражей, и лишь тогда он, скорее всего, будет отпущен под подписку. При этом стоит отметить, что второй фигурант этого дела, первый заместитель БКК Константин Солодовников, с начала расследования находится под подпиской.
Защита топ-менеджера отказалась комментировать решение Мосгорсуда, подчеркнув лишь, что будет добиваться изменения меры пресечения для своего клиента.