Топ-менеджеров взяли в расчет
АСВ проверяет законность банкротства Волго-Камского банка
Агентство по страхованию вкладов выясняет обстоятельства банкротства Волго-Камского банка. По мнению юристов, велика вероятность того, что по итогам проверки будут выявлены признаки его преднамеренного банкротства, уже возбуждены уголовные дела по факту проведения фиктивных операций в финансовом учреждении. В этом случае бывших владельцев и руководство Волго-Камского банка могут привлечь к уголовной и субсидиарной ответственности.
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) опубликовало очередной отчет о ходе конкурсного производства в Волго-Камском банке (ВКБ). В нем АСВ сообщило, что в настоящее время конкурсным управляющим осуществляется проверка обстоятельств банкротства банка. «По ее результатам, в случае обнаружения признаков преднамеренного банкротства, будут приняты меры по привлечению к ответственности виновных лиц», — говорится в сообщении агентства.
Волго-Камский банк был зарегистрирован в Самаре в апреле 1990 года. После кризиса 1998 года банк перешел в собственность компании «Волгопромгаз», которая продала здание головного офиса «Уралсибу», а лицензию — частным инвесторам. Состав владельцев банка неоднократно менялся, но на протяжении всего времени фактически был подконтролен Владимиру Чекмареву. Основными владельцами кредитной организации до последнего времени являлись его родственники и доверенные лица.
Напомним, лицензия у Волго-Камского банка была отозвана 11 ноября прошлого года. «Волго-Камский банк был активно вовлечен владельцами в кредитование их собственного бизнеса. В связи с потерей ликвидности банк не обеспечивал своевременное исполнение обязательств перед кредиторами и вкладчиками», — заявляли тогда в пресс-службе Банка России. Спустя месяц Арбитражный суд Самарской области признал кредитную организацию банкротом. В отношении Волго-Камского банка было открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим было утверждено АСв. По данным АСВ, активы ВКБ перед его банкротством составляли 3,079 млрд рублей, причем практически половина из них (более 49 %) — это ссудная задолженность. Долг перед кредиторами ВКБ по состоянию на 1 августа составляет 5,609 млрд рублей.
Как следует из отчета АСВ, опубликованного 11 сентября, конкурсным управляющим в суды было направлено 58 исков о взыскании с должников банка 2,5 млрд рублей. На сегодняшний день полностью удовлетворено 20 исков на сумму 2 млрд рублей, частично — два иска на сумму 8,7 млн рублей. Кроме того, АСВ выявило ряд сделок, имеющих «признаки предпочтительного удовлетворения требований отдельных кредиторов». Как говорится в сообщении агентства, в суды направлено 20 заявлений об оспаривании сомнительных сделок на общую сумму 1,4 млрд рублей. Решений по ним пока нет.
Стоит отметить, что после банкротства ВКБ было возбуждено уже два уголовных дела. Так, в мае этого года СУ СКР по Самарской области сообщило о возбуждении уголовного дела в отношении бывшего первого вице-президента ВКБ Олега Назарова. Его обвиняют в совершении двух преступлений, предусмотренных ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). По версии следствия, в июне 2013 года Олег Назаров незаконно заключил кредитные договоры с директорами нескольких ООО и перечислил на их счета денежные средства на общую сумму около 275 млн рублей. Затем эти средства, по достигнутой ранее договоренности с Олегом Назаровым, были возвращены обратно в банк через другое юридическое лицо. Следствие считает, что своими действиями Олег Назаров «существенно нарушил права и законные интересы указанных ООО, у которых образовалась кредиторская задолженность на сумму не менее 275 млн рублей перед банком». Названия компаний не называются в интересах следствия.
В июле стало известно еще об одном уголовном деле, возбужденном по заявлению АСВ по факту незаконных операций в банке. Конкурсный управляющий выявил факт недостачи наличных денежных средств в размере 240 млн рублей, а также факт внесения в электронную базу данных банка фиктивных записей о получении денег клиентами ВКБ в размере 1,044 млрд рублей. Уголовное дело было возбуждено в отношении неустановленных лиц по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159.5 УК РФ (покушение на мошенничество, совершенное группой лиц либо в особо крупном размере, в сфере страхования).
По мнению юристов, вероятность того, что в рамках проверки конкурсный управляющий обнаружит признаки преднамеренного банкротства банка, очень высока. Старший юрист юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Константин Галин напоминает о существовании уголовных дел, свидетельствующих о том, что действия по созданию фиктивной задолженности банка совершались намеренно.
Юрист адвокатского бюро RBL Роман Ковчик поясняет, что, «если будут выявлены признаки преднамеренного банкротства, информация об этом будет направлена в правоохранительные органы, которые проведут свою проверку». «Если указанные заявителем факты найдут подтверждение, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности», — рассказал господин Ковчик. Лица, в результате действий которых банк получил признаки неплатежеспособности, по словам господина Ковчика, могут быть привлечены также и к субсидиарной ответственности. Причем, по словам эксперта, это возможно даже в случае отсутствия уголовного дела. «Случаи привлечения к уголовной ответственности и реальным срокам лишения свободы по данной статье УК очень редки», — отмечает Роман Ковчик. При этом, по его словам, иски о привлечении к субсидиарной ответственности суды удовлетворяют все чаще.