Бюджету дали свободу исполнения
Правительство завершит 2014 год в особом режиме
Сегодня на заседании правительства будет обсужден проект федерального бюджета на 2015-2017 годы. Умеренные бюджетные проектировки сопровождаются предложениями Минфина максимально упростить для него правила оперативного управления бюджетными средствами с четвертого квартала 2014 года. Правительству предложено предоставить право менять до конца года сводную бюджетную роспись абсолютно свободно, игнорируя даже Бюджетный кодекс, в любой момент тратить Резервный фонд и переносить все созданные таким образом антикризисные резервы 2014 года на следующий год. Предлагается также демонстративно отменить индексацию зарплат в аппарате правительства и администрации президента и сократить плановое повышение зарплат для части бюджетников.
Принятие сегодня правительством консервативного проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы (см. "Ъ" от 17, 18 сентября) может сопровождаться невиданными даже по кризису 2008-2009 годов мерами бюджетной предосторожности, которые Минфин предлагает принять уже сейчас. После утверждения на правительстве бюджетные документы будут переданы в Госдуму, которая может вносить в бюджет в течение сентября--октября 2014 года как самостоятельные поправки, так и изменения от правительства через "доверенных" депутатов. Вчера поздно вечером на совещании у Владимира Путина по экономическим вопросам, посвященным в основном бюджету, рассматривались инициативы Минфина по антикризисной коррекции бюджетного режима на конец 2014 года, связанные с особыми потребностями бюджета на 2015-2017 годы. Итоги пока не объявлены.
Инициатива по введению налога с продаж регионами вне этого пакета — Минфин предлагает едва ли не более значимые изменения в бюджетные механизмы. Только часть их должна быть оформлена актами Белого дома, которые предлагается рассматривать 18 и 25 сентября на заседании правительства,— некоторые решения предлагается принять в процессе первого и второго чтений соответствующих законопроектов в октябре--ноябре 2014 года в Госдуме как поправки депутатов.
Часть инициатив уже известна — это обозначенные 17 сентября на Российской трудовой комиссии идеи Минфина о прекращении выплат новым пенсионерам, остающимся работать, базового размера пенсии (3910 руб. на 1 апреля 2014 года) и дотирования со стороны ФОМС и ФСС федерального бюджета в 2015-2016 годах совокупно почти на 300 млрд руб.— как выяснилось, конструкции, при которой социальные фонды платят деньги бюджету, а не наоборот, законодательство России не знает. Большинство же идей не обнародовалось ранее и к социальной сфере отношения не имеет — это в чистом виде антикризисные приготовления, причем весьма масштабные.
В первую очередь речь идет об особом порядке исполнения бюджета в четвертом квартале 2014 года, заявил "Ъ" источник в правительстве, знакомый с содержанием инициатив. На 2014 год (то есть немедля) правительству предлагается дать право консолидировать все неиспользованные ассигнования этого года, вообще довольно произвольно и по потребностям менять нормы сводной бюджетной росписи, "даже если они не предусмотрены Бюджетным кодексом РФ". Правительству предлагается дать право в любой момент вместо займов на рынке ОФЗ (и приватизации, которая, видимо, сейчас технически невозможна) тратить средства Резервного фонда или дополнительные нефтегазовые доходы.
Созданный таким образом "резерв" можно будет тратить без ограничений и с полной свободой и в 2015 году. Нормы утверждения показателей расходов бюджета только через изменение ранее утвержденных показателей также предлагается продлить на 2015 год (сейчас они приостановлены до конца 2014 года). Наконец, бюджетные ассигнования на федеральную целевую программу по развитию Крыма (в 2015 году это 373 млрд руб.) предлагается вообще объявить средствами Инвестиционного фонда РФ, для чего поменять положение о нем и о Федеральной адресной инвестиционной программе — таким образом все расходы крымского "бюджета развития" можно будет легко откладывать и переносить с 2015 на 2016-2017 годы.
Еще одна идея в рамках "антикризисного" пакета, или по крайней мере выдающаяся за часть антикризисных мер,— немедленное введение в силу "утилизационного экосбора". Закон, регулирующий обращение с потребительскими и бытовыми отходами, согласно поручениям президента Владимира Путина, должен был вступить в силу еще весной 2014 года, но из-за разногласий с ФАС и Минэкономики Минприроды было вынуждено просить президента отложить сроки его внесения в Госдуму до конца 2014 года (см. "Ъ" от 21 апреля). В том же пакете — коррекция границ чернобыльских зон, финансирование соцвыплат, которые довольно недешевы для Минфина, и "растягивание" графика расселения аварийного жилищного фонда на средства Фонда ЖКК на дополнительный 2018 год.
Наконец, еще одна идея — новое "замораживание" зарплат в госсекторе. Белый дом и Кремль обсуждают отмену инфляционной индексации зарплат своих сотрудников, а также сотрудников МИДа на 2015 год (коррекция норм указов президента N1100 от 2 августа 2012 года, N1548 от 16 ноября 2012 года, N1260 от 30 сентября 2004 года и N443 от 23 июня 2014 года). Кроме того, предлагается некоторая коррекция норм распоряжения правительства N2190-р от 26 ноября 2012 года, касающаяся оплаты труда медиков, учителей и работников культуры. Пока неизвестно, как именно предполагается поменять распоряжение, исполняющее дорогостоящие "майские указы" президента Владимира Путина,— одним из предложений, по данным "Ъ", является индексация зарплат бюджетников этих секторов не на фактическую инфляцию 2014 года (7,5-8%), а лишь на 5,5%.
Хотя денежных оценок мер бюджетной экономии не дается, они по порядку величины дают возможность экономии сотен миллиардов рублей федеральных расходов. Характер инициатив, отметим, демонстрирует реальные ожидания Минфина по бюджетной ситуации на стыке 2014 и 2015 годов.