Краткая история санкций
Масштабные международные санкции неоднократно вводились против целого ряда государств. В настоящее время санкции — международные или односторонние — действуют в отношении 24 государств мира. Опыт, однако, показывает, что государства, в отношении которых действовали санкции, почти всегда находили способ минимизировать их ущерб или использовать их себе на благо.
Самые долгие санкции
Международные санкции против ЮАР были введены ООН в 1962 году в связи с действовавшим в стране режимом расовой сегрегации — апартеидом. С самого начала эффективность санкций была ограничена: в условиях холодной войны страны Запада рассматривали ЮАР как естественного союзника в борьбе с попытками СССР усилить свое влияние в Африке, кроме того, ЮАР оставалась крупным поставщиком имевших стратегическое значение товаров — урана, золота и алмазов. Характерным в этом смысле было эмбарго на поставки нефти, введенное странами ОПЕК. Его эффективность многие годы была нулевой: один из крупнейших производителей нефти — Иран — продолжал поставки. Лишь в 1979 году после победы исламской революции Иран прекратил продажу нефти ЮАР. Уход с южноафриканского рынка американских и европейских компаний был не более чем формальностью. Многие из ушедших компаний продолжали торговать с ЮАР через свои филиалы в третьих странах, а власти США и ряда европейских стран фактически не принимали никаких мер для борьбы с этим. Южноафриканские товары продолжали поступать на мировой рынок через крупных трейдеров, таких как компания Marc Rich & Co. (ныне — Glencore Xtrata). Торговля шла в основном через страны Азии, в том числе Гонконг и Тайвань, а также через находившиеся под фактическим контролем ЮАР формально независимые страны — Лесото и Свазиленд.
Ситуация начала меняться лишь вместе с политическими переменами в мире: холодная война постепенно затихала, а давление со стороны общественного мнения на правительства западных стран и международные компании делало торговлю с ЮАР все менее стоящей свеч. Именно с этого момента южноафриканская экономика начала всерьез испытывать влияние санкций. Достаточно сказать, что прямые убытки от сокращения инвестиций в страну составили $11 млрд в период с 1985 по 1990 годы. Дополнительным фактором влияния стало и открытие рынка соседней Зимбабве, также крупным центром горнодобывающей промышленности.
Политическое давление вместе с вдруг заработавшими санкциями в итоге вынудило власти ЮАР отказаться от политики апартеида и провести нерасовые всеобщие выборы в 1994 году.
Самые катастрофические санкции
Американские санкции против Ирана были введены сразу после победы исламской революции в 1979 году. Санкции постоянно расширялись американскими властями, а после начала ядерной программы Ирана к ним присоединились ЕС, Канада, Австралия и другие страны.
Как и в случае с ЮАР, санкции против Ирана никогда не были по-настоящему международными и всеобъемлющими. У Ирана остается достаточно много платежеспособных партнеров, в первую очередь Индия, Китай, Турция и Россия. Иранская нефть никогда не исчезала с мирового рынка и страна продолжает играть важную роль в ОПЕК. Тем не менее ограничения на деятельность иранских банков в мире привели к тому, что Иран вынужден заключать контракты на поставки нефти в национальной валюте покупателя — так происходит в случае с Индией, которая добилась согласия Ирана на оплату нефти рупиями. Более того, все чаще Иран заключает бартерные соглашения (в случае с Таиландом — нефть в обмен на потребительские товары). Попытки добиться оплаты нефти золотом не всегда успешны, правда, такие контракты существуют с Турцией и Китаем. Тем не менее следствием санкций стал значительный рост инфляции (в 2011 году она составляла 16,5%, а в 2012-м уже превысила отметку 20%) и сокращение валютных запасов страны (если в 2011 году они составляли примерно $100 млрд, то к середине 2013 года — лишь $80 млрд). Однако даже не это оказалось для Ирана самым страшным. Запрет на поставки технологий и оборудования привели к парадоксальной ситуации: Иран, один из крупнейших поставщиков сырой нефти, вынужден активно закупать за рубежом продукты ее переработки и, имея вторые в мире по величине запасы природного газа (10% от мировых), является чистым импортером природного газа. У страны нет технологий и средств для реконструкции существующих мощностей по переработке нефти и добыче газа и тем более нет средств и технологий для строительства новых объектов.
У запрета на поставки оборудования и технологий оказался и еще один аспект. Санкции называют прямой причиной многочисленных авиакатастроф гражданских и военных самолетов в стране. Иран не только не может закупать новые самолеты, но санкции запрещают поставки запчастей и комплектующих, а также получение технического обслуживания самолетов. Как признавал глава государственной авиакомпании Iran Air Давуд Кешаварзиан, «санкции не позволяют Ирану приобретать самолеты даже при том, что лишь 10% комплектующих частей произведены в США».
Самые коррупционные санкции
В 1990 году в ответ на попытку Ирака захватить Кувейт иракская нефть была совершенно удалена с мирового рынка. ООН приняла тотальный запрет на торговлю иракской нефтью. Одновременно были заморожены все активы иракских физических и юридических лиц в мире. Страна в один момент оказалась и без средств, и без единственного серьезного источника доходов. У столь всеобъемлющих санкций оказалась и слабая сторона: режим Саддама Хусейна начал активно эксплуатировать фактор серьезного и резкого снижения жизненного уровня в стране. В результате в 1995 году решением Совета Безопасности ООН была создана программа «Нефть в обмен на продовольствие» (Oil-for-Food), которая позволяла иракцам продавать некоторую часть нефти на мировом рынке в обмен на продукты питания и лекарства. Фактически программа стала одной из самых масштабных коррупционных схем в истории, поскольку позволяла иракским властям самостоятельно выбирать покупателей нефти. Иракская сторона использовала это право для того, чтобы выплачивать взятки видным международным политическим деятелям и бизнесменам. Схема действовала просто: подкупаемое лицо получало контракт на покупку иракской нефти, а затем перепродавало его на открытом рынке, оставляя себе комиссионные (обычно они составляли от 15 до 50 центов за баррель). Часть комиссии затем возвращалась иракским властям. В 2004 году иракская газета «Аль-Мада» опубликовала список тех, кто, как она утверждала, получал контракты в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». Среди них назывались европейские, американские и российские политики, министр иностранных дел Индии (ему пришлось уйти в отставку), министр внутренних дел Франции, Русская православная церковь и наконец бессменный глава программы «Нефть в обмен на продовольствие» карьерный дипломат ООН ливанец Бенон Севан, заработавший на этом, по некоторым данным, $3,5 млн.
Впрочем, на нефтяных контрактах коррупционная схема не останавливалась. Иракские власти также выбирали и поставщиков товаров, которые закупались сотрудниками ООН на средства, вырученные от реализации нефти. Поставщиков выбирали по готовности платить взятки представителям иракского режима. Неудивительно, что, по данным комиссии по расследованию коррупционной деятельности в программе — ее возглавил бывший глава ФРС Пол Волкер,— значительная часть еды, поставленной в рамках программы, была непригодна к употреблению людьми. Одна из компаний-поставщиков, американская Ingersoll Rand, в 2007 году была оштрафована американской Комиссией по ценным бумагам и биржевой деятельности на $2,5 млн за дачу взяток иракским властям. По экспертным оценкам, за все время действия программы непосредственно Саддам Хусейн заработал на ней до $4 млрд.