"Вряд ли 5-процентный налог будет препятствовать оттоку капитала"

В России могут ввести налог на вывоз капитала из страны на все транзакции и возмещать его по операциям импорта. С таким предложением на парламентских слушаниях в Госдуме выступил советник президента Сергей Глазьев. Независимый финансово-экономический эксперт Александр Трифонов ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Петра Косенко.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Сергей Глазьев отметил, что с учетом того, что вывод капитала идет в нелегальных формах, он уходит от налогов, в том числе от НДС.

— Как вы считаете, предложение Глазьева насколько рационально? Поможет это бороться с проблемой незаконного вывоза капитала?

— У меня есть определенные сомнения, не думаю, что можно его назвать рациональным. Дело в том, что непонятно, как отделить фиктивные сделки и некоторые другие от настоящих сделок.

Во-первых, до последнего времени так и не удалось, насколько мне известно, выработать эффективные признаки отличия настоящих сделок по импорту от фиктивного вывода капитала под фиктивные импортные контракты.

Кроме того, по статье "Вывоз капитала" проходят операции по корреспондентским счетам российских банков для различного рода расчетов, в том числе, расчетов в банках по операциям на валютном рынке, по операциям с ценными бумагами. Кроме того, под статью "Вывоз капитала" попадают операции по выдаче кредитов со стороны российских банков, являющихся дочерними структурами иностранных банков. Это выдача межбанковских кредитов своим иностранным структурам. Как здесь быть — тоже непонятно, но, насколько мне известно, много капитала в настоящем времени в денежной форме вывозится через страны Таможенного Союза: Беларусь, Казахстан. Если ввести соответствующий налог на вывоз, то непонятно, как это будет согласовываться с режимом беспрепятственного движения капитала в различных формах внутри стран Таможенного Союза. Технически, мне кажется эта идея труднореализуемой.

— Получается, что контролировать процесс вывоза обойдется себе дороже, чем пустить это дело или оставить это дело так, как оно есть в настоящем виде?

— Не столько себе дороже, может, путем больших затрат удастся создать аппарат, который все будет отслеживать, но это будет создавать серьезные препятствия для операций как предприятий, так и банков. Я не думаю, что такая конфискационная по сути мера как налог будет способствовать нормальному деловому обороту, нормальному денежному обороту. Совершенно непонятно, как со стороны какого-то государственного контроля можно эффективно это организовать. Наверное, надо улучшать инвестиционный климат внутри России, внутри стран Таможенного Союза.

— Если предположить абстрактную, теоретическую вероятность, что такой налог все-таки будет введен, какой размер он может потенциально иметь, чтобы это действительно имело практический смысл для страны?

— Здесь можно ориентироваться на налог на денежные транзакции. Там речь идет о 0,5%. Здесь — не более 5%, но это все подхлестнет инфляцию, так или иначе, это будет инфляция издержек. Этот налог на потребителя будет переложен, если будет введен. Я не думаю, что пятипроцентный налог, будет реально препятствовать оттоку капитала, уменьшит его достаточно серьезно. Капитал ищет прибыль там, где есть возможность получить рост.

Вся лента