"Семья крайне уязвима"
Председатель Папского совета по делам семьи архиепископ Винченцо Палья — о разводах и повторных браках. Беседовала Елена Пушкарская
"Не бойтесь жениться!" — призывает папа римский, но как оградить семейную лодку от бурь в XXI веке и в Ватикане не знают. О задачах Синода по этой непростой теме — председатель Папского совета по делам семьи архиепископ Винченцо Палья
За две недели до открытия Синода по семье папа Франциск обвенчал в соборе Святого Петра сразу 20 пар. Римская пресса, привыкшая, что Ватикан изъясняется символами, мигом увидела в том важный знак.
К тому же среди новобрачных оказалась некая Габриэлла в сопровождении дочки-тинейджера. Таких, как она, в Италии называют "девушка-мать" (ragazza-madre), что, конечно, звучит мягче, чем наше "мать-одиночка", но оснований уповать на благословение церкви все равно не дает ни самим "девушкам", ни их детям. Жених Габриэллы оказался и вовсе с разводом в бэкграунде (это, по канону, исключает причастие, не говоря уж о венчании, да еще в главном католическом храме и лично папой). Точки над "i" расставили комментаторы: внеочередной Синод по семье (он открылся в Ватикане 5 октября) задуман, чтобы разрешить причастие для разведенных, то, чего так давно ожидает католический мир. А это, в свою очередь, может стать первым шагом на пути к разрешению разводов и повторных браков. Обоснованность этих версий "Огонек" и решил выяснить у архиепископа Пальи.
— Так ли это, ваше преосвященство?
— Эти темы бурно обсуждаются в СМИ, но спектр вопросов, по которым Ватикану предстоит выработать стратегию, шире. Речь вообще о роли семьи в современном обществе.
— Почему именно по поводу семьи Ватикан бьет тревогу? Ведь от нового понтифика ждут решения массы неотложных проблем — от реформы Ватиканского банка до борьбы с педофилией...
— Дело в том, что именно семья является границей — и вместе с тем полем брани — между небезупречными, но привычными и понятными правилами, с одной стороны, и тревожной неизвестностью грядущих перемен, которые замешаны на индивидуализме и потреблении,— с другой. К тому же сама семья переживает глубочайший кризис.
— А в чем кризис? Вокруг, кажется, только и говорят о любви, свадьбах, рождении детей. Этим заполнены СМИ, без этих сюжетов не читают книги и не смотрят фильмы. Без счастья в личной жизни земное существование никто не считает успешным.
— Так в этом и парадокс. С одной стороны, семейные ценности остаются в сознании чем-то вроде ключей от счастья, в семье видят убежище и гарантию безопасности. И в то же время семья крайне уязвима. Она стала перекрестком всех надломов: семьи распадаются и, как в калейдоскопе, складываются в новом составе. По сути, традиционная семья потихоньку вытесняется новыми формами связей, которые внешне на нее похожи, но не являются таковыми.
— А вы согласны, что современная культура до того дискредитировала традиционную семью, что молодежь не в силах понять, что означает клятва верности на всю жизнь?
— Ну конечно! Пик разводов (во многих странах Европы.— "О") приходится сегодня на сорокалетних, притом бурно развивается новый феномен — разводы шестидесятилетних. Что касается молодежи, то понтифику приходится учить ее истинам, которые прежде вбивало как "Отче наш" старшее поколение: "Не расставайтесь при первой ссоре", "Слова "спасибо", "прости" и "позволь" являются магическими". (Монсеньор Палья цитирует обращение папы Франциска к молодежи.— "О".)
— Если разведенные получат возможность остаться в лоне церкви и даже заключить повторный брак, это улучшит ситуацию?
— Могу лишь повторить слова папы Франциска о том, что "раненым нужно предоставить помощь, а не брать у них отпечатки пальцев". (Это из рассуждения папы о парах, которым пришлось пережить "ранение" брачным разрывом.— "О".)
— В ноябре 2013-го по приходам был распространен папский вопросник, из него ясно, что церковь особо беспокоят гомосексуальные союзы, которые признаются светскими властями многих стран...
— Католическая церковь признает браком лишь союз, заключенный между мужчиной женщиной.
— Зачем же тогда в этот вопросник был включен встревоживший многих пункт об отношении католиков к однополым союзам?
— Папе Франциску интересна не идеальная семья, а человеческая семья. Поэтому перед Синодом ему было важно воспроизвести как можно более точный портрет семьи, чтобы помочь затем конкретным людям.
— Вернусь к возможности повторного брака для католиков. В Русской православной церкви, чей канон считается более суровым, чем католический, этот вопрос тем не менее давно решен в пользу человека.
— Это так. Скажу более: именно в области семьи и решения ее проблем пролегает сейчас основной путь сотрудничества между восточной и западной христианскими конфессиями.
— Известно, что в работе Синода кроме священнослужителей примут участие и обычные семейные пары. Что это за формат?
— В сердце церкви будут выслушаны голоса людей, вовлеченных в надежды, боль и проблемы сегодняшней семьи. Дискуссия обещает быть плодотворной.
— Может ли дойти и до пересмотра доктрины церкви?
— Синод по семье никак не сопряжен с церковной доктриной. Милосердие должно быть конкретным: как в притче про доброго самаритянина, действовать надлежит спонтанно. Церковь — как полевой госпиталь, развернутый папой Франциском для лечения тяжелораненых. И только после оказания им первой помощи можно переходить к тем вопросам, которыми ведает бюрократия.
Пасторский вызов
Каких перемен можно ждать от Ватикана на семейном фронте?
Очередная сессия Епископского синода по семье планировалась Ватиканом на осень 2015 года. Но взявший курс на обновление папа Франциск созвал Синод на год раньше — он проходит с 5 по 19 октября в формате внеочередной сессии. Ее название — "Пасторские вызовы семьи в контексте евангелизации" — не оставляет сомнений: именно семейный фронт является сегодня одним из основных направлений, на которых католической церкви приходится держать удар.
Чтобы лучше разобраться в том, какие перемены произошли в этой области, в прошлом ноябре по указанию понтифика во все католические приходы был разослан вопросник. Ряд его пунктов, касающихся отношения католиков к разводу, внебрачным связям, гомосексуализму и прочим отклонениям от канонической семейной морали, вызвали бурные споры. Предлагалось ответить, в частности, на следующие вопросы: "Что вы делаете, когда вас просят заключить брак неверующие?", "Как священник может уделить внимание людям, которые живут в однополых союзах?", "Что должен говорить священник тем членам однополых союзов, которые взяли приемных детей?", "По-вашему, если человек развелся и женился заново, страдает ли он от того, что не имеет права на совершение религиозных таинств?".
Ответы, а ряд европейских епископальных конференций рискнули их опубликовать, подтвердили большой разрыв между учением церкви и реальностью жизни многих католиков. Так, мало кто из них следует церковным запретам на секс до брака, а позицию церкви в вопросе контроля над рождаемостью большинство сочло "просто немыслимой". Как следует из анкеты, главные ожидания связаны с причастием разведенных католиков.
Что далее? Ответы, обобщенные в 77-страничный документ под названием Instrumentum Laboris, и станут повесткой дня только что открывшегося экстренного Синода. В дискуссии участвуют 250 человек, кроме епископов и кардиналов будут и рядовые священники, сестры-монахини, семейные пары и даже те, кого принято называть "светской общественностью". Состав подбирался так, чтобы отразить как можно больше нюансов католической этики — сбалансировано число консерваторов и прогрессистов, теоретиков и практиков, а также представителей разных континентов. Дебаты будут жаркими, но тексты выступлений, как заявил перед открытием Синода его генеральный секретарь Лоренцо Бальдиссери, публиковаться не будут. Решение о том, стоит ли обнародовать документ, принятый по итогам сессии, предстоит принять самому папе Франциску. Это возможно не раньше очередной сессии Синода, которая пройдет осенью 2015 года.