Страх и ненависть в офисе

Управление сотрудниками с помощью давления и стресса — очень эффективный метод, считает сооснователь и старший вице-президент по разработке компании Acronis Станислав Протасов

Все мы знакомы с многочисленными исследованиями, которые доказывают, как важно руководителям хвалить сотрудников и создавать атмосферу счастья и благостности в компании. Я где-то читал даже «точный рецепт»: на одно критическое замечание должно приходиться не менее пяти позитивных. Есть даже психологическая теория critical positivity ratio. Смысл ее в том, что если обычного среднестатистического человека много критиковать, он становится вялым и замыкается.

Фото: Из личного архива

Однако иногда жесткая критика и стресс приводят к гораздо лучшим результатам. Стив Джобс зачастую использовал в обсуждениях весьма жесткие по форме высказывания, причем по отношению к очень талантливым людям. Похожим образом общается с сотрудниками Билл Гейтс и многие другие известные лидеры. Правда, важно понимать, что их цель — не задеть или обидеть, а мотивировать человека, указав на ошибки и просчеты.

Управление с помощью давления и даже страха может быть очень эффективным. Жесткая критика, негатив, давление возбуждают в мозгу человека центр боли, который ответственен за креативность, поиск нестандартных решений и так называемые сверхспособности. Наверное, каждый из нас вспомнит ситуацию, когда в казалось бы безвыходной ситуации появлялись — откуда ни возьмись — спасительные идеи. Или когда рабочие группы, в которых вы участвовали, собирались в самый последний момент и выдавали необходимый результат.

Утверждение про давление на центр боли здесь не ради красного словца

В 2012 году ученые из Чикагского университета провели эксперимент, который лег в основу целого исследования. Ученые сформировали две группы людей - математически подкованных и не очень разбирающихся в математике— и обеим группам давали задачки. У второй группы одна только мысль о том, что им придется что-то решать, активировала в мозгу центр, отвечающий за физическую боль (у группы подкованных такой активности не наблюдалось), и стимулировала их работу. Неспроста же человек, ощущающий физическую боль и угрозу, творит чудеса ради собственного спасения. По такому же принципу любые сверхсложные задачи, необязательно связанные с выживанием, заставляют нас прийти в тонус. Вне стрессовой ситуации мы не можем себя довести до подобного состояния и поэтому часто что-то делаем вполсилы или вообще на автомате. Так что стимулирование центра боли может оказаться очень эффективным способом получить от человека впечатляющие результаты.

Конечно, не все так просто. Метод управления стрессом подходит не всем и не всегда. Нельзя, например, подобным образом руководить большой командой: во-первых, тут необходим частый, даже ежедневный, личный контакт с человеком, во-вторых, среднестатистический человек может попросту быстро «сгореть». Иногда метод применять и вовсе глупо. Если речь идет о линейных сотрудниках, деятельность которых подчинена строгим регламентам и регулированию, то загонять их в стрессовую ситуацию не нужно — сотрудники просто начнут убегать с работы. Для людей, от которых не требуется креативности и проявления инициативы, проще создавать стабильную и спокойную атмосферу и выстраивать четкие и понятные бизнес-процессы.

В некоторых системах метод управления страхом применяется неосознанно

Так, он популярен в неэффективных, плохо организованных компаниях с руководителями-самодурами. Во многом подобные фирмы не разваливаются как раз потому, что сотрудники все время находятся в патовой ситуации. А в эффективных системах, где метод стресса может быть осознанным, применять его, как я уже сказал, имеет смысл лишь к тонкой прослойке специалистов, от которых напрямую зависит успех всего предприятия. Впрочем, например, в хай-тек-компаниях число креативных сотрудников очень высоко — у нас не творят, пожалуй, только административные подразделения и бухгалтерия. На всех остальных, сколь угодно креативных и титулованных профессионалов, метод действует.

Acronis консультирует известный в ИТ-кругах Марк Збиковски. Он не один год работал в Microsoft и сделал очень много для создания DOS, Windows и других флагманских продуктов корпорации. Так вот, он мне рассказал, как однажды на него «наехал» Билл Гейтс. На одном собрании обсуждались проблемы с форматом NTFS в Windows. И когда Марк начал объяснять Гейтсу, с чем связана его медленная работа, тот просто повернулся к кому-то из топ-менеджеров и выдал что-то в духе: «Может, нам просто стоит нанять какого-то толкового выпускника, раз уж наши бездари с этим не могут справиться?» Стоит ли говорить, что Windows в итоге стал ключевым продуктом компании, а Марк сегодня одна из уважаемых личностей в индустрии.


Другие колонки Станислава Протасова, сооснователя компании Acronis:

Чем опасны патентные войны и кто такие патентные тролли // «Система, задуманная как охрана прав, превратилась в инструмент конкуренции»

Вся лента