Falcon приравняли к борту номер 1

Расследование

Виновником катастрофы в аэропорту Внуково, в которой погиб президент Total Кристоф де Маржери, пока считается водитель снегоуборочной машины, в которую врезался его самолет, но следствие обещает, что в деле будут и другие фигуранты, поскольку случившееся стало следствием "преступного попустительства должностных лиц". Учитывая статус как господина де Маржери, так и самого аэропорта, использующегося первыми лицами государства, расследование, по данным "Ъ", поручено следователю СКР Михаилу Гуревичу, ранее занимавшемуся выяснением обстоятельств крушения польского "борта N1" с президентом Лехом Качиньским.

Задев крылом снегоуборщик, Falcon перевернулся и рухнул на землю

Фото: Следственный Комитет России

Снегоуборщик на пути Falcon

Falcon-50EX с регистрационным номером F-GLSA должен был выполнить рейс LEA074P из Внуково-3 в Париж. Лайнер принадлежал французской авиакомпании Unijet и обслуживался экипажем из трех человек из Франции. В зависимости от комплектации оснащенный тремя двигателями Falcon-50EX берет на борт до девяти пассажиров. Однако в понедельник вечером пассажир был только один — глава нефтегазовой компании Total 63-летний Кристоф де Маржери.

Незадолго до полуночи самолет получил разрешение от диспетчера на вылет и в 23:57 начал разбег для взлета с первой ВПП. Погодные условия хотя и не были идеальными (видимость 350 м, нижняя граница облачности 60 м), но все же позволяли совершить взлет.

Примерно через 40 секунд после начала разгона перед самолетом, уже начинавшим отрыв от земли, неожиданно возникло препятствие — снегоуборочная роторная машина Schmidt.

Она оказалась на пути Falcon в районе так называемой крестовины — пересечения с другой взлетно-посадочной полосой. На большой скорости Falcon ударил уборщик левым крылом, после чего перевернулся и рухнул на землю. Самолет сразу же загорелся, а его некоторые части были отброшены на несколько десятков метров. По тревоге сразу же подняли расчеты поисковой и аварийно-спасательной службы Внуково. Пожар потушили достаточно оперативно, однако выживших на месте катастрофы обнаружить не удалось. Уже в 1:34 Внуково стал отправлять и принимать лайнеры на полосу N2, в то время как другая ВПП осталась закрытой до утра.

За рулем снегоуборщика находился 60-летний житель Одинцовского района Подмосковья Владимир Мартыненко. При столкновении с Falcon он чудом не пострадал, но находился в состоянии сильнейшего шока. Водителя задержали, а официальный представитель СКР Владимир Маркин объявил, что Владимир Мартыненко сел за руль снегоуборщика в нетрезвом состоянии. В итоге водитель стал первым подозреваемым по уголовному делу, которое СКР возбудил по ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц"). Сегодня следствие собирается ходатайствовать в Басманном райсуде о его аресте. Кроме того, следствие заинтересовалось работой диспетчерской службы Внуково (она подчиняется ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения"), в частности диспетчером-стажером, которая вела Falcon. Учитывая, что 20 октября диспетчеры отмечали свой профессиональный праздник, их также отправили для медосвидетельствования на предмет употребления спиртного и психотропных веществ.

После того как на месте происшествия побывал глава СКР Александр Бастрыкин, который провел в аэропорту оперативное совещание, стало понятно, что только "стрелочниками" следствие ограничиваться не собирается. "Уже сейчас очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта",— заявил Владимир Маркин, не исключивший задержаний новых подозреваемых.

Весь день во Внуково работали эксперты СКР и Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Ими были найдены "черные ящики" разбившегося Falcon, а также изъяты все видео- и аудиозаписи, а также техническая документация, регламентирующая работу наземных служб аэропорта.

В свою очередь, как заявил после допроса водителя Мартыненко адвокат Александр Карабанов, его подзащитный не признает вины в катастрофе и вообще отрицает употребление спиртного. По словам защитника, перед началом смены водитель прошел обязательный медосмотр и получил от механика путевой лист, в соответствии с которым и работал. При этом, как уверяет адвокат Карабанов со ссылкой на близких задержанного, тот практически не употреблял спиртного даже по праздникам, так как страдает хроническим заболеванием сердца. "Из нормального человека хотят сделать очередного козла отпущения",— отметил адвокат.

Катастрофу расследуют всем миром

В день катастрофы Внуково отчиталось о готовности своих служб к работе в осенне-зимний период. Отмечалось, что подготовлены 90 единиц спецтехники, которые "исправны и оборудованы проблесковыми маяками, тросами, радиостанциями", то есть безопасны и надежно контролируются наземными службами. Среди них была и новая "подметально-продувочная машина для очистки ВПП Schmidt TJS630 на базе тягача Mercedes". Не исключено, что именно она оказалась на пути Falcon и должна была осушить полосу, на которой не было снега, но имелась вода. В прошлом году во Внуково была установлена система управления и мониторинга транспортом на основе ГЛОНАСС, однако неизвестно, был подключен к ней уборщик Schmidt или нет. Сама система, утверждают в аэропорту, работала без сбоев.

Источник "Ъ" в диспетчерских кругах сообщил, что снегоуборочная машина "несанкционированно заняла ВПП". Запрос на ее выход не поступил диспетчеру, поэтому было дано разрешение на взлет — в тот момент полоса была пустая. Юридически формулировка "разрешение на взлет" означает, что полоса свободна. Поэтому, по словам собеседника "Ъ", основной вопрос состоит в том, работала ли в момент катастрофы другая система — наземного радиолокационного слежения за объектами, находящимися на ВПП. В случае появления на полосе машины или самолета у диспетчера должно загораться световое табло "ВПП занята". Если система не работала, тогда команда на взлет могла быть дана на основании переговоров диспетчера, водителя машины и сотрудника, который его контролировал, по радиосвязи. Возможно, во время переговоров между ними произошло некое недопонимание. При этом экипаж воздушного судна не мог самостоятельно обнаружить машину до начала разбега, потому что был туман и видимость менее 500 м.

В Федеральном профсоюзе авиадиспетчеров России также полагают, что вина за катастрофу может лежать на водителе снегоуборочной машины, совершившем неадекватные действия. "Есть правило, категорически запрещающее выезд техники на ВПП без разрешения. Диспетчер — не машина, и даже если он заметил на полосе снегоуборщика, он мог не успеть на это среагировать",— отметили в профсоюзе.

Другой источник "Ъ", также близкий к ситуации, считает, что "финальную ответственность за происшедшее несет и диспетчер". У сотрудников диспетчерской службы в распоряжении есть локатор обзора взлетного поля, на котором отражены все объекты, находящиеся на ВПП. И у диспетчера было порядка 25 секунд, чтобы дать команду на прекращение взлета с тем, чтобы самолет мог уйти на рулежную дорожку. Собеседник "Ъ" напомнил, что похожая ситуация произошла в июле этого года в аэропорту Барселоны с самолетом авиакомпании "ЮТэйр". Аргентинский борт пересекал ВПП, когда российский самолет заходил на посадку. Только в последний момент ему удалось уйти на второй круг. При этом "ЮТэйр" тогда сообщила, что экипаж самолета выполнял заход на посадку, "строго следуя указаниям диспетчеров", а ушел на второй круг, самостоятельно обнаружив препятствие на ВПП. Источник "Ъ" в диспетчерских кругах отметил, что локатор "не всегда корректно отображает информацию на ВПП". Поэтому ранее за ВПП осуществлялся визуальный контроль с использованием биноклей. Однако источник "Ъ", знакомый с ситуацией, сообщил, что во Внуково установлена современная система контроля за ВПП, производства Нидерландов, в работе которой никаких сбоев до сих пор не было.

Расследование причин трагедии во Внуково между тем стало международным. Представитель МАК сообщил, что расшифровка бортовых самописцев и техническое расследование катастрофы будут проводиться с участием специалистов BEA (полномочного органа Франции по расследованию авиапроисшествий), компании Dassault — разработчика самолета и Unijet — авиакомпании-эксплуатанта. Прокуратура Парижа даже возбудила свое уголовное дело о катастрофе по статье "Непредумышленное убийство".

Руководителем же следственной бригады СКР назначен старший следователь по особо важным делам Михаил Гуревич, также имеющий опыт международных расследований. Именно генерал-майор Гуревич в свое время занимался выяснением обстоятельств крушения под Смоленском Ту-154, на котором летел президент Польши Лех Качиньский. Кроме того, по данным "Ъ", свою проверку обеспечения безопасности полетов начали сотрудники Генпрокуратуры, ФСБ и ФСО. Ведь аэропорт Внуково и особенно терминал Внуково-3 часто используется первыми лицами как России, так и прибывающих делегаций из других стран.

Владимир Баринов, Елизавета Кузнецова

Вся лента