25 октября в эфире «Коммерсантъ.FM» прошел круглый стол на тему «Умный город» - в рамках совместного проекта с ОАО Банк ВТБ


Какие города можно считать «умными»? В чем выгода бизнеса от работы на инновационно-развитой территории? Где взять управленцев для деятельности в новых условиях? Об этом в интервью Алексею Киселеву расскажет президент - председатель правления Банка Москвы Михаил Кузовлев

Председатель правления Банка Москвы Михаил Кузовлев

— Михаил Валерьевич, здравствуйте!

— Здравствуйте!

— Умными городами на сегодняшний день принято считать поселения, которые одновременно могут обеспечить и собственное долгосрочное и устойчивое развитие, и комфорт для жителей, вы лично согласны с таким подходом или это все-таки какая-то такая академическая, может быть, неполная трактовка?

— Вы знаете, пока существует только концепция «умного города», и никакого четкого определения ни в нормативно-правовой базе, ни в практике международной я, честно говоря, не помню. Есть некоторые общие понятия, с которыми люди живут, к которым стремятся, как пытаются строить новые города. В целом же «умный город», скорее всего, если пытаться определить что это такое, это способ создания единой системы хозяйства, которые позволяют реализовать современные энергосберегающие, энергоэффективные экологические технологии, автоматизацию и информатизацию тех потоков, которые существуют в городе. Собственно говоря, и целью умного города является сделать город более удобным для тех, кто в нем живет. И сегодня мы часто, когда говорим о концепции умного города, на самом деле имеем в виду те инициативы, которые муниципалитет в разных странах определяет для себя как направление сделать свой город более удобным для своего населения. Такие практики есть и в Европе, и в США, и в Японии, потому что те проблемы, которые сегодня возникают перед мегаполисами, в первую очередь идут из того, что в мегаполисах концентрируется основная часть населения земли. Все это приводит к нехватке ресурсов, к плохой экологии, к пробкам, в городах становится трудно жить, и поэтому, чтобы эти вопросы решить и упорядочить необходимо централизованное управление, автоматизированные системы. Вот то, что мы пытаемся сегодня сформулировать как идею умного города.

— А есть ли умные города в России? Потому что идея проста, понятна и очень интересна, и нужны ли они у нас здесь в стране, ваше мнение?

— Поскольку в России достаточно много крупных городов миллионников, то, безусловно, умные города нужны, потому что проблемы они есть во всех городах. Сегодня внедряются отдельные элементы умных городов, вот, например, электросеть на Северном Кавказе, в Нижнем Новгороде. Есть ряд других умных систем, вот, например, система по учету электроэнергии в Перми. В Москве мы тоже участвуем в создании умного города. Мне кажется, Москва в этом достаточно преуспела - у нас есть системы, изменяющие транспортную инфраструктуру города, перехватывающие парковки. Банк Москвы сделал проект по аренде велосипедов, проект по оплате коммунальных платежей, системы портала государственных услуг, которым пользуются москвичи. Есть социальная карта москвича, карта учащегося, многие другие те приложения электронные, которые горожане используют в ежедневной жизни.

— Ну, хорошо. А что умный город дает для бизнеса и что для государства? Что он дает для простых потребителей, для нас, для граждан – это, наверно, понятно.


— Вы знаете, для бизнеса это, во-первых, уменьшение издержек и лучшее понимание нужд потребителя, чтобы сформулировать предложение, которое они должны положить в основу своего товара или услуги. А для государства – это, во-первых, повышение качества жизни гражданина и точное планирование городского хозяйства. То, чтобы была нормальная спокойная социальная обстановка.

— Взаимовыгодное получается сотрудничество. А есть в России управленцы, чтобы не только разрабатывать концепции умных городов, но и воплощать их в жизнь, как вы считаете?


— Вы знаете, наверно, один управленец эту проблему не решит, потому что это, в основном, работа командная. Нужны специалисты различных специальностей, которые готовы сфокусироваться именно на этой задаче. Но, безусловно, сегодня, среди руководителей наших регионов есть опытные люди, которые преуспели в свое время в бизнесе, и сегодня они пытаются его реализовать в муниципальном хозяйстве. Вот, например, Владимир Сергеевич Груздев, создатель “Седьмого континента”, которого я знаю как предпринимателя. Вот, он сегодня губернатор Тульской области. Кстати, один из умных проектов Банк Москвы реализовал в Туле.



— Ну, хорошо. И если я правильно понимаю, то как раз для таких масштабных проектов как умные города сегодня и нужны руководители не только с большим опытом, но и с внушительным объемом новых знаний и каких-то методик управления, немножко академического понимания. Где можно получить эти знания и навыки: в России или за рубежом?


— Вы знаете, мы участвуем в таком сквозном мероприятии как “Московский городской урбанистический форум”. И сегодня мы пытаемся изучить урбанистику. Безусловно, сегодня начали готовить специалистов в этой области не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Вот, например, глава группы ВТБ Андрей Костин, он возглавляет институт «Высшая школа менеджмента» СПбГУ, и там тоже готовят специалистов в этой сфере. Безусловно, достаточно большой опыт накоплен в зарубежных учебных заведениях. Когда к нам приезжают иностранные специалисты, у них подготовка достаточно высокая, потому что есть опыт решения этих задач, и, безусловно, у них есть, что почерпнуть.



— Ну, хорошо. И, наверное, заключительный вопрос. Ваше мнение как бизнесмена, как высокопоставленного топ-менеджера: какие нужны управленцы для реализации концепции умных городов в России? Вы какому человеку и с какими знаниями и опытом отдали бы предпочтение?



— Я бы отдал предпочтение человеку, который имел опыт в предпринимательстве, имеющем техническое образование, поскольку, собственно говоря, предпринимательство даст ему возможность реализовать элементы менеджмента и управления, которые, безусловно, очень важны. А техническое образование – это основа той инфраструктуры, которая есть в наших городах.



— Спасибо большое. Напомню, у нас в гостях был президент - председатель правления Банка Москвы Михаил Кузовлев. Мы обсуждали умные города и возможности их развития в России. Спасибо большое.



— Спасибо за внимание.


(продолжение передачи)

Для каких предприятий «Умный город» создает наилучшие условия? Есть ли налоговые преференции у инновационно-развитых территорий? Можно ли развить «Смарт Сити»  на базе современного мегаполиса? Слушайте в беседе Алексея Киселева с заместителем директора Высшей Школы Менеджмента СПБГУ  Игорем Барановым и исполнительным директором Международного института исследований в области менеджмента – IPERF Татьяной Самсоновой.

Игорь Баранов, Доцент кафедры государственного и муниципального управления Заместитель директора Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ по научной и учебно-методической работе, директор программ МВА

Вед.: Игорь, Татьяна, добрый день.

И.Б.: Добрый день.

Т.С.: Здравствуйте.

Вед.: Татьяна, тема «умных городов» появилась на слуху достаточно недавно. Почему этот вопрос заинтересовал научное и бизнес-сообщество именно сейчас?

Т.С.: На этот вопрос можно ответить по-разному, но, наверное, самый главный ответ заключается в том, что технологии в этот момент достигли определенного уровня зрелости, на котором они не только подтвердили свою жизнеспособность и прошли фазу тестирования, но и были внедрены в какие-то реальные среды. Примерами таких технологий являются интернет, какие-то датчики, Big Data и, конечно, мобильные технологии. Приведу пример: у нас есть какие-то сенсоры, эти сенсоры доставляют информацию, с помощью Big Data мы можем эту информацию анализировать и выявлять необходимую для нас информацию, интернет объединяет в себе всю информацию и доставляет ее пользователям. И, конечно, мобильные технологии являются средством коммуникации.

Вед.: Игорь, вы что-нибудь добавите?

И.Б.: Я бы сказал, что есть два подхода к «умным городам», которые надо иметь в виду. Первый подход – это «умные города» с точки зрения планирования городского развития, и тогда речь идет, в первую очередь, о тех факторах, о которых сказала Татьяна. Это сбор данных для того, чтобы более рационально использовать ресурсы, в конечном счете, очень ограниченные бюджетные средства с точки зрения городских властей. Второй аспект – это удобство жизни для горожанина, это предоставление значительного объема данных, допустим, в сфере общественного транспорта, который позволит самим горожанам существенно экономить свои собственные издержки.

Вед.: Хорошо, Игорь, чем «умный город» отличается от обычного по секторам? Представители бизнеса уже рассказали нам, какие есть отличия в транспортной сфере, а что касается аспектов ЖКХ, градостроения?

И.Б.: Я бы сказал, что скорее это такой постепенный процесс интеграции разного рода технологий с использованием некой единой платформы. Это сейчас доминирующий подход в сфере «умных городов», когда разного рода услуги, в частности, допустим, ЖКХ, о котором вы упомянули, для горожан интегрируется вместе с услугами в области транспорта, здравоохранения, образования, чтобы им не приходилось пользоваться множеством совершенно разных web-сайтов, множеством систем оплат или систем информирования. Они интегрируются вместе, что позволяет существенно улучшить качество жизни.

Вед.: Татьяна, а как вы считаете, для каких видов бизнеса наиболее интересна работа в «умных городах»?

Т.С.: Я думаю, что все виды бизнеса должны играть какую-то роль в «умных городах». Конечно, самую главную роль, наверное, сыграют информационные технологии, IT и ICT, информационные и коммуникационные технологии.

Вед.: А наибольшая выгода все-таки в данном случае у кого, Игорь?

И.Б.: Это зависит от того, каким образом организовано внедрение городов. Ну, в частности опыт Амстердама говорит о том, что создание единой платформы позволило за счет инициативы представителей бизнеса сформулировать 30 совершенно разных проектов, которые направлены как на сокращение издержек государственных органов власти, на повышение удовлетворенности горожан, на снижение в конечном счете затрат их времени на пользование государственными услугами. Пропорция, кто выигрывает и в какой мере и, соответственно, какой бизнес задействован, зависит от того, как именно это организовано в каждом конкретном городе.

Вед.: А отличаются ли как-то «умные города» от обычных условиями ведения бизнеса? Может быть, какие-то особенности в системе налогообложения, меньше бюрократических препон или есть юридические особенности, Игорь?

И.Б.: В первую очередь, они отличаются тем, что снижаются барьеры для ведения бизнеса, административные барьеры, и в этом смысле можно сказать, что инициатива умных городов служит развитием идеи дорожных карт по снижению административных барьеров российскому бизнесу. Это просто технологическое воплощение идей по понижению этих барьеров, особенно для представителей малого и среднего бизнеса, где это особо актуально.

Вед.: Это если касаться российских городов, а если взять международный опыт - есть какие-то особенности у «умных городов» в мире? Татьяна, вот как специалист из Германии, вы можете нам привести какие-то примеры? Наверное, самый ясный простой пример – это рождение ребенка. С рождением ребенка создаются новые условия для семьи и для всей экосистемы. Например, все эти процессы упрощены, создаются какие-то новые документы, где-то нужно что-то организовать и оформить, и весь этот процесс можно организовать через интернет, и вы просто экономите время на этом. По вашему мнению, где в первую очередь должны появляться «умные города» - это должны быть обязательно мегаполисы, и на их базе должны появляться «умные города», или «умные города» лучше строить с нуля, ваше мнение, Татьяна?

Т.С.: Вы знаете, один очень хороший пример в Корее или даже в Индии. Там сейчас строятся города с нуля, и у них очень интересная стратегия. Они учатся много у тех городов, которые уже начинают что-то внедрять, и внедряют это с нуля. И это намного упрощает дальнейшее функционирование города.

Вед.: Спасибо большое, напомню, у нас в гостях заместитель директора Высшей школы менеджмента СПбГУ Игорь Баранов и исполнительный директор Международного института управления эффективностью научных исследований Татьяна Самсонова. Мы обсуждаем «умные города» и возможности их развития. Что говорит международная практика? Можно ли как-то в процентах измерить эффективность «умных» городов, тот эффект, который они дают, не знаю, для бизнеса или для государства, в частности, ваше мнение?

И.Б.: Вы знаете, существует разного рода измерители отдельных проектов, связанных с идеей «умных городов». Допустим, проект в Лондоне, который был связан с оценкой пассажиропотока во время Олимпийских игр и с использованием бесконтактных карточек оплаты в общественном транспорте. Совершенно неожиданный вывод, который сделали британские коллеги, состоял в том, что люди прислушиваются к тем рекомендациям, которые им дают. Удивительно! Куда им ехать в часы пик. И последующая адаптация транспортных потоков привела к тому, что, по оценкам лондонских экспертов, это снизило затраты времени горожан примерно на 5-10% на поездки в часы пик. И это очень существенная цифра.

Вед.: В общем-то, да, эффект налицо. А какие города в мире на сегодняшний день, по вашему мнению, можно считать наиболее «умными» и почему? Вопрос, наверное, к международному эксперту Татьяне.

Т.С.: Наверное, самыми популярными можно назвать Копенгаген, Амстердам, Бирмингем. В Германии особенно считается «умным городом» Гамбург, и Берлин проводит огромную инициативу по внедрению решений для «умных городов».

Вед.: А если говорить, допустим, про такого экономического лидера, как Сингапур, допустим?

Т.С.: Сингапур, конечно.

Вед.: Тоже в плеяде этих городов? Я вас понял. А каких инвестиций и вложений требует реорганизация обычного города в «умный»? Или это какой-то естественный процесс, как вы считаете, Игорь?

И.Б.: Это естественный постепенный процесс, потому что на примере городов, которые создаются с нуля, это Масдар рядом с Абу-Даби, это Сонгдо рядом с Сеулом, мы видим, что это проекты, на самом деле, очень длительные. Они занимают очень большое время с точки зрения просто планирования инфраструктуры, потому те проекты, которые реализуются на основе сетевого подхода через единые платформы, они значительно более короткие, значительно более эффективные с точки зрения затрат.

Вед.: А можно ли считать какие-то российские города «умными» и в полной ли мере этого слова?

И.Б.: Наверное, это то, что еще предстоит сделать российским городам. Мы видим примеры, на самом деле, внедрения технологии «умных городов» в Москве, на том же самом общественном транспорте. Мы их видим в Санкт-Петербурге, но, наверное, это еще только начало движения, для которого должны были созреть условия.

Вед.: Татьяна, ну вот вы приезжаете, в Россию, видите российские модели «умных городов». Как вы считаете, насколько они соответствуют мировым нормам?

Т.С.: Я бы сказала, что хорошо видеть, что уже какие-то решения есть, уже население пользуется какими-то приложениями, которые экономят время, которые помогают достичь какого-то пункта, которые «умно» решают какие-то проблемы. Например, предложения города для туристов, программы, информация - все это доступно по интернету. И это очень удобно, но можно сказать, по сравнению с Германией, что это чувствуется как отдельные инициативы, которые в принципе вместе давали бы больше ценности.

Вед.: По вашему мнению, когда возможно массовое появление «умных» городов в России, и нужно ли оно вообще?

Т.С.: Я думаю, что это даже не вопрос, нужно ли оно вообще, я думаю, что в принципе это наша эволюция, что когда-либо мы дойдем до этой точки.

Вед.: Игорь, а более конкретно обозначите эту точку, когда же мы дойдем до нее, что в России будут массово появляться «умные города»?

И.Б.: Я, честно сказать, думаю, что это будет происходить в ближайшие два десятилетия. Я полностью согласен с Татьяной, что это просто этап эволюции всех городов в мире, через которые они пройдут рано или поздно. Точно так же, как предыдущий этап эволюции городов в начале 20-го века был связан с появлением централизованной канализации, отопления, водоснабжения, и все города так или иначе через это прошли. Вот сейчас мы на пороге цифровой революции в технологиях городского управления. И все мы через нее пройдем.

Вед.: Хватает ли сегодня, в России в частности, управленцев для создания таких городов?

И.Б.: Безусловно, нет. Я даже думаю, что на этапе предварительных исследований уже недостаточно мощностей тех, кто сейчас этим занимается в России. Но именно с этим и связан наш интерес внутри Высшей школы менеджмента к подготовке, во-первых, магистров, которые бы занимались городским развитием, а также тех, кто реально администрирует эти процессы в крупных городах России.

Вед.: А с такими специалистами плохо только у нас в России или за рубежом тоже, Татьяна?

Т.С.: Я думаю, что за рубежом их, наверное, больше. За рубежом это понимание уже более зрелое. И нужно сказать, что не только бизнес, но и академия уже давно работают над такими решениями. Может быть, они их раньше не называли «умными городами», они раньше называли их какими-то частичными проектами, которые сейчас нашли это имя как крышу для себя.

Вед.: Напомню, у нас в гостях были замдиректора Высшей школы менеджмента СПбГУ Игорь Баранов и исполнительный директор Международного института управления эффективностью научных исследований Татьяна Самсонова. Мы обсуждали «умные города» и возможности их развития в России. Господа, спасибо большое.

Вся лента