Китайское упреждение
Китай укрепляет вертикаль власти
Китайскому лидеру Си Цзиньпину пока не удается провести экономические реформы, план которых он представил год назад. Для борьбы с оппозицией внутри партии, тормозящей преобразования, он решил укрепить вертикаль власти.
"Всестороннее продвижение принципа управления страной в соответствии с законом — это системный проект, подлинная революция в сфере государственного управления, которая потребует долгосрочных усилий. Все члены партии должны сознательно поддерживать практику управления страной по закону, еще более настойчиво продвигать верховенство права, стараться реализовывать все государственные проекты в соответствии с законом",— говорится в итоговом документе, принятом на завершившемся 23 октября в Пекине пленуме ЦК Компартии Китая (КПК).
Пленум КПК, раз в год собирающий на четыре дня всю китайскую элиту (199 членов ЦК и 164 кандидата) в столичной резиденции "Цзинси", является самым важным событием в политическом календаре КНР. Именно на пленумах принимаются все важнейшие стратегические решения, которые затем формально одобряются государственными органами. Впервые за всю 65-летнюю историю КНР пленум правящей Компартии был посвящен верховенству права и совершенствованию правовой системы страны. Почему однопартийный режим, правящий Китаем уже 65 лет, вдруг решил заняться этой темой?
Перемены в китайской политической повестке начались в конце 2012 года, когда 18-й съезд партии избрал новое руководство во главе с генсеком Си Цзиньпином. Выходец из известной номенклатурной семьи (его отец Си Чжунсюнь был одним из полевых командиров времен гражданской войны в Китае, а затем стал сподвижником архитектора китайских реформ Дэн Сяопина) Си Цзиньпин сделал успешную карьеру в партии и стал протеже экс-генсека КПК Цзян Цзэминя (руководил КПК в 1989-2002 годах), а также бывшего вице-председателя КНР Цзэн Цинхуна. Именно они помогли Си в 2007 году попасть в состав постоянного комитета Политбюро и стать преемником тогдашнего генсека Ху Цзиньтао, который двигал в наследники своего человека — бывшего сослуживца по комсомолу Ли Кэцяна (в итоге он стал премьером Госсовета и вторым человеком в стране). В марте 2013 года Си Цзиньпин объединил все три высших поста в стране (генсек КПК, председатель КНР и глава Центрального военного совета), чего не удавалось в первые годы правления его предшественникам.
После этого Си начал масштабные преобразования, по грандиозности замысла отчасти напоминающие реформы Дэн Сяопина. "Си очень амбициозный человек. Он ведет себя так, как будто он представляет не пятое поколение руководителей, а третье. Вот был великий Мао Цзэдун, который создал КНР. Был великий Дэн Сяопин, который реформировал КНР. А теперь есть великий Си Цзиньпин, который завершит реформы и сделает Китай глобальной сверхдержавой. Его предшественники Цзян и Ху воспринимаются как промежуточные фигуры",— объясняет "Власти" один из зарубежных экспертов, консультирующий членов Политбюро и просивший не называть его имени. "Больше всего Си Цзиньпин боится двух вещей. Первое — это срастание партийной бюрократии и крупного капитала, появление олигархов в рядах партии власти. Это привело к краху националистическую партию "Гоминьдан" в 1940-е. Второе — это опыт СССР, когда длительное отсутствие реформ во всех сферах закончилось поспешной перестройкой, а потом развалом страны,— говорит источник "Власти".— При этом он очень хорошо понимает, что окно возможностей у него ограничено. За те десять лет, что он руководит КНР, он должен все успеть — откладывать преобразования больше нельзя, иначе режим может потерпеть крах, а вместе с ним вся страна".
Пока что усилия Си Цзиньпина сосредоточены на трех ключевых направлениях. В сфере идей он выдвинул концепцию "китайской мечты" — не очень очерченную идеологическую конструкцию, в которой замешаны китайский национализм и официальный коммунизм. В сфере экономики Си Цзиньпин добился на прошлогоднем пленуме ЦК принятия самой масштабной за последние 20 лет программы рыночных реформ ("Власть" писала о ее основных положениях в статье "Взяты в пленум" в N45 от 18 ноября 2013 года). А в политической сфере он начал широкую кампанию по борьбе с коррупцией, жертвой которой стали многие высокопоставленные партийцы — расследования начались в отношении бывшего зампреда ЦВС Сюй Цайхоу и бывшего постоянного члена Политбюро Чжоу Юнкана, что является прецедентом с момента ареста "банды четырех" в конце 1970-х. С тех пор Дэн Сяопин и его преемники исповедовали негласный принцип не трогать руководителей, попавших в постоянный комитет Политбюро, и их родственников.
По мнению многих экспертов, с помощью кампании Си старается не только бороться с коррупцией, но и зачистить руководство от протеже прежних руководителей, которые мешали бы новому лидеру реализовывать свою программу. В решении этой задачи ему помогает многолетняя дружба с Ван Цишанем, шестым человеком в китайской иерархии, возглавляющим комиссию ЦК по проверке дисциплины — мощную внутрипартийную спецслужбу, которая имеет право без суда и следствия задерживать чиновников и менеджеров госкомпаний почти любого уровня. При этом, по оценке Василия Кашина из Центра анализа стратегий и технологий, Си Цзиньпин сейчас заключил тактический альянс с протеже Ху Цзиньтао (группировка "комсомольцев") против выдвиженцев Цзяна.
Несмотря на активные усилия Си Цзиньпина и подчиненных Ван Цишаня, амбициозная повестка нового генсека пока что сталкивается с сопротивлением в рядах партийной элиты. Прежде всего, речь идет о топ-менеджменте госкомпаний, которые не хотят отдавать командные высоты в экономике правительственным регуляторам. Хотя реформа госкомпаний и демонополизация многих стратегических отраслей объявлена одним из приоритетов в решениях третьего пленума, эти начинания почти никуда не продвинулись. По общему признанию, за год после торжественного утверждения программы реформ на практике сделано крайне мало, лишь в нескольких отраслях Пекин может похвастаться какими-то результатами. Главная причина отставания — именно глухое сопротивление влиятельных лоббистских групп как в центре, так и на местах.
Теперь, столкнувшись с внутрипартийной оппозицией, Си Цзиньпин продолжает укреплять систему вертикали власти. Правда, ставку генсек делает не только на лояльных назначенцев, но и на институты — именно поэтому верховенство права стало главной темой прошедшего пленума. Си намерен укрепить процедуры, чтобы ограничить возможности номенклатуры действовать в своих интересах. Так, в опубликованном после пленума "Решении ЦК КПК о некоторых важных вопросах полноценного продвижения управления страной в соответствии с законом", а также в итоговом коммюнике пленума говорится о планах повысить автономию местных судов. Если раньше суды на местах были, по сути, подконтрольны местным комитетам КПК, то теперь Си намерен выстроить единую судебную вертикаль. Также говорится о намерении создать судебные округа, не совпадающие с административным делением. Одновременно большое внимание будет уделяться профессионализации судейского корпуса. В этом году подобные преобразования уже произошли в системе комиссии по проверке дисциплины — Ван Цишань создает вертикаль, подчиненную Пекину, а не местным парткомам.
Во-вторых, партия намерена продвинуться по повышению открытости государственных органов. Хотя КНР не входит в объединения Open Government Partnership, еще в 2007 году Госсовет принял "Решения об открытости официальной информации", которые стали законодательной базой для повышения прозрачности власти для граждан (включая такую чувствительную сферу, как расходы на госаппарат и госзакупки). Теперь ЦК намерен возложить на органы власти большие обязательства, а заодно усилить контроль граждан над системой принятия решений. В документах пленума обещается ввести "пожизненную ответственность чиновников за неправильные решения" — этот механизм поможет решить одно из системных противоречий нынешней кадровой системы КПК, когда чиновник оценивается только по краткосрочным результатам его работы (в течение пяти лет), а возможные долгосрочные негативные последствия не учитываются.
Наконец, большая роль отводится конституции. "Будет усовершенствована система конституционного контроля Всекитайским собранием народных представителей, создана процедура толкования конституции, система проверки нормативно-правовых актов на соответствие конституции. И заодно введен день конституции — 4 декабря, обучение конституции широких общественных масс и клятва на конституции для всех членов собраний народных представителей и госслужащих",— комментирует работающий в Китае юрист Павел Бажанов из SBF Group.
По мнению экспертов, укрепление правовых основ режима является для Си Цзиньпина инструментом большего контроля над бюрократией как со стороны центра, так и со стороны граждан, что позволит генсеку решить главную задачу — ограничить своеволие коррумпированной бюрократии и не дать ей привести Китай в состояние времен "Гоминьдана" или позднего СССР.
Насколько новая стратегия Си Цзиньпина по укреплению власти будет эффективной, пока оценить сложно. Так, системная борьба с коррупцией будет неэффективна без других мер, включая повышение крайне низких зарплат чиновников (сам Си официально получает немногим более $1,6 тыс. в месяц). В плане точечной борьбы с оппонентами генсек также испытывает трудности. Например, от пленума ждали объявления об исключении Чжоу Юнкана из рядов КПК, но этого так и не произошло — исключены были лишь некоторые его протеже. Сам же Си в канун национального праздника 1 октября появлялся на публичных мероприятиях вместе с Цзян Цзэминем и Ху Цзиньтао, демонстрируя единство трех поколений партийной элиты. Вероятно, для продолжения реформ Си Цзиньпин должен оформить компромисс со своими предшественниками, которые могут помочь ему продолжить реформу в обмен на то, что антикоррупционная кампания не затронет их близких.