Список для почитания
В ОП обсудили концепцию филологического образования
Вчера в Общественной палате РФ обсуждали проект Концепции школьного филологического образования, которую разработала Ассоциация учителей русского языка и литературы (АССУЛ) на грант президента России. Авторы потребовали признать русский язык и литературу "национальным достоянием" и выделить на их изучение в школе дополнительные часы. Бурную дискуссию со ссылками на тайный план ЦРУ вызвало приложение к проекту — список обязательных для школы литературных произведений, где нет современных авторов, но присутствуют Александр Радищев и Николай Чернышевский.
Глава Ассоциации учителей литературы и русского языка Галина Дудова рассказала, что разработка концепции преподавания этих предметов в школе началась ровно год назад: "Учителя сами изъявили такое желание, поскольку были неудовлетворены существующими федеральными стандартами". Деньги на это были выделены обществом "Знание", которое получило президентский грант в 400 тыс. руб. Как говорится в преамбуле документа, концепция предлагает пути изучения русского языка и литературы "с учетом современных требований общества и государства".
В самом тексте подробно описывается, что именно нужно изучать в рамках школьной программы: от синтаксиса и пунктуации до "морально-этических принципов общения". Подчеркивается недопустимость "антипедагогических экспериментов и волюнтаризма" в образовании. "Мы не против вариативности, но педагогические приемы должны быть проверены временем",— предупредила госпожа Дудова. Несколько раз упоминается, что эти два школьных предмета являются "национальным достоянием", поэтому необходимо увеличить количество часов для их изучения.
С этими предложениями практически никто не спорил, бурную дискуссию вызвал составленный в рамках концепции "список обязательной литературы для 5-11 классов". Авторы заявили, что отбирали книги "с высоким духовно-нравственным наполнением", без "ненормативной лексики, эстетизации низменных инстинктов, жестокости". Современных авторов в списке нет, он заканчивается произведениями Владимира Высоцкого (полную версию см. на сайте "Ъ"). В перечень вошла практически вся русская классика, а также ряд авторов, которые, по словам представителей АССУЛ, были исключены из школьной программы в начале двухтысячных,— например, Александр Радищев и Николай Чернышевский.
"Мы с вами взрослые люди и понимаем, что их снова вернули в список из-за идеологии,— заявила сотрудник филологической кафедры Московского института открытого образования Наталья Кутейникова.— Чернышевский и Радищев — это не художественная литература, а публицистика. Пусть ее проходят студенты-политологи, а не девятиклассники". "Ребенок должен знать, что в России был Радищев, а одна прочитанная глава его книги никому не повредит",— не соглашались представители АССУЛ. Другие эксперты недоумевали, почему в списке нет Владимира Набокова и Чингиза Айтматова, но есть писавший на татарском языке поэт Муса Джалиль.
Звучали более радикальные предложения: пересмотреть список литературы так, чтобы он "соответствовал психофизиологическому развитию детей". "Эти произведения не соответствуют тем проблемам, которые занимают наших детей, поэтому им становится скучно читать,— считает Ирина Арзамасцева из МГПУ.— Почему в списке нет фантастики, Стругацких, подростковой литературы? Ребенок будет зачитываться книгами, которые помогут социализироваться среди ровесников и взрослых. А классика останется на вырост". После этого критиков и обвинили в неоправданной вариативности. Член Общественной палаты Роман Дощинский, пытаясь пояснить, к каким последствиям приведет такая реформа, неожиданно начал зачитывать текст "Плана Даллеса" (литературная мистификация, приписываемая бывшему директору ЦРУ Аллену Даллесу, заключавшаяся в скрытом моральном разложении населения СССР.— "Ъ"), предложив коллегам "задуматься об этом".
В итоге проект концепции решено было направить в Минобрнауки, чтобы ведомство приняло ее в качестве официального государственного документа. Вчера в министерстве не смогли прокомментировать перспективы этого обращения.