В питьевую воду сброшены поправки
Депутаты ГД хотят смягчить нормативы в Водном кодексе
Депутаты Госдумы подготовили поправки к Водному кодексу РФ, которые существенно смягчают для предприятий нормативы по сбросам стоков в реки и озера, обеспечивающие города питьевой водой. Авторы документа из "Единой России" дают понять, что правка законодательства благотворно скажется на развитии бизнеса и реализации инвестиционных проектов. Экологи же уверены, что в отсутствие запретительных норм пить воду из-под крана, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге станет опасно для здоровья. С ними согласны члены Совета федерации и даже представители ТПП РФ.
Сегодня комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии завершит сбор отзывов к внесенным в Госдуму поправкам к Водному кодексу РФ (ВК), которые фактически снимают законодательный барьер для предприятий сбрасывать сточные воды в реки и озера, из которых проводится забор питьевой воды. Среди авторов документа единороссы Виктор Зубарев, Александр Ремезков, Рафаэл Марданшин.
Действующий ВК РФ устанавливает три зоны санитарной охраны, которые призваны обеспечить потребителей чистой питьевой водой. Предприятиям, которые находятся в санитарных зонах очистки водоемов, сбрасывать в них сточные и дренажные воды запрещено. В то же время, как указывают авторы поправок, существуют санитарные правила и нормы (СанПиН), которые устанавливают правила для сброса сточных вод. СанПиНы более лояльны к производствам. Так, предприятия, которые базируются во второй и третьей зонах охраны, имеют право сбрасывать сточные и дренажные воды в водоемы при условии, что сбросы отвечают санитарно-эпидемиологическим нормам, то есть не несут вреда окружающей среде и человеку. Депутаты указывают, что между нормами СанПиНов и ВК РФ существуют противоречия, и предлагают распространить нормы санитарно-эпидемиологических правил на кодекс.
Территории санитарных зон распространяются на многие километры вверх по течению от водозаборов, указывают авторы поправок, поэтому ограничения по сбросу сточных вод "касаются большого числа водопользователей". Это, убеждены депутаты, "негативно отражается на размещении новых производств, хозяйственная деятельность которых обусловлена сбросом сточных вод в экономически обоснованной близости от водных объектов". Отрицательно существующие нормы ВК РФ, указывают разработчики, сказываются на "реализации инвестиционных проектов", а также препятствуют "развитию бизнеса", "ограничивают хозяйственную деятельность в стране" и вредят "местным и федеральному бюджету, лишая их дополнительных источников пополнения в виде налогов".
"С нашей точки зрения, положения ВК РФ, о которых говорится в поправках, изначально были излишними и неработающими,— заявили "Ъ" в Минприроды.— Они касаются, по сути, лишь тех предприятий, которые вводились в строй после вступления в силу кодекса, то есть после 2007 года (законодатель оговорил, что для работавших до принятия закона предприятий правила не действуют.— "Ъ"). Зоны охраны очень значительны по площади, на них действуют жесткие СаПиНы, которых достаточно, важно стимулировать предприятия к модернизации и совершенствовать механизмы контроля".
Иного мнения придерживаются экологи. "В случае одобрения документа велика вероятность, что воду из-под крана, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге пить будет опасно для здоровья,— заявил "Ъ" директор по программам "Гринпис Россия" Иван Блоков.— Даже сейчас, когда запретительные нормы прописаны в законодательстве, многие предприятия их не соблюдают. Когда нормы уберут, производствам вообще ничего мешать не будет".
"Мы говорим о необходимости сделать цивилизованную систему водоотведения, но опять намереваемся разрешить прямой сброс, так как это проще и дешевле,— отметил "Ъ" председатель комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Алексеев.— И никакого отношения к защите от административного давления на бизнес эта инициатива не имеет".
В отзыве на документ комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию говорится, что авторы идут вразрез с законодательной практикой, "которая определяет приоритет действия более высокого по своему статусу юридического документа" (в данном случае ВК РФ) по отношению к прочим нормативным актам. При этом, указывают сенаторы, депутаты не оценивают (ни с экологической, ни с экономической точек зрения) ущерб бюджету от увеличения потоков загрязняющих веществ в водные объекты, используемые в питьевом водоснабжении. Более логичный способ устранить противоречия между документами — привести СанПиН в соответствие нормам ВК РФ.