Карьерные трудодни
рынок
Рынок больших карьерных экскаваторов в России сохраняет национальный статус, колорит и внутреннего потребителя. Да и на мировом рынке тяжелой экскаваторной техники российские производители вполне заметны со своими 12% по совокупным показателям.
Сырьевая лопата мира
Важность для глобальной экономики современного парка тяжелых карьерных экскаваторов трудно переоценить. Сегодня более чем на 1 тыс. крупных карьеров мира добывается 2 млрд тонн угля, 90% железной и 80% медной руды, две трети золота, более 50% бокситов, фосфатов, свинца, цинка и других металлов и минералов. Отсюда очевидна стратегическая обусловленность общего развития экономики с развитием первого — карьерного — этапа большинства производственных цепочек. Эксперты сходятся во мнении, что в дальнейшем развитие рынка экскаваторной техники будет демонстрировать устойчивый рост даже в ситуации стагнирующих рынков — хотя бы в силу объективной необходимости компенсации выбывающей техники.
По оценкам международных аналитиков, общий объем мирового рынка техники для горнодобывающей промышленности в 2013 году составил примерно $35,1 млрд. Доля экскаваторной техники в этом общем блоке, по разным оценкам, составляет от 10% до 25%. Ежегодный прирост фиксируется на уровне 3-6%, однако даже при столь устойчивом росте в мире все еще не компенсировано падение вследствие глобального кризиса. В 2009 году спрос на машины и оборудование для отрасли в мире составил около 40% от докризисного уровня, одномоментно снизившись с $45,4 млрд до $27,5 млрд.
Впрочем, с 2001 года темпы роста объемов рынка горной техники в мире росли неравномерно. До 2006 года они превышали темпы роста мирового ВВП, составляя в среднем 5,4% в год, а с 2006 по 2011 год уже заметно уступали ему, колеблясь на уровне 3,9%. Хотя при этом средние показатели темпов роста спроса на технику для горнодобывающей промышленности в 2001-2011 годах оказались выше, чем средние темпы роста объемов мирового рынка. Кстати, в последнее пятилетие наметилось выравнивание показателей: рынок горной техники рос на 5,9-6,0% в год.
Динамика производства экскаваторной техники в мире характеризуется увеличением темпов роста со второй половины 2000-х годов с сохранением тем не менее достаточно высоких показателей. Но на мировой рынок этой техники негативное влияние оказывает исчерпанность ресурсов на разрабатываемых месторождениях. Не облегчает деятельность горнодобывающих компаний и производителей горного оборудования и ужесточение природоохранных законов. На них оказывается социальное, политическое и экономическое давление, выдвигаются требования повторно использовать ресурсы, бороться с загрязнением воды и воздуха, снижать количество твердых отходов. В связи с этим, по мнению экспертов, развитие рынка карьерной техники замедлится и будет в дальнейшем соответствовать уровню темпов роста (или падения) мирового ВВП.
Интенсивность эксплуатации карьерных экскаваторов в мире в среднем составляет 80-90% календарного времени и более. Это связано с усовершенствованиями гидравлики и трансмиссии, обеспечившими высокую производительность в том числе в суровых климатических условиях (при морозах -40 градусов и ниже) с относительно низкими эксплуатационными затратами.
Основными зарубежными производителями тяжелых карьерных экскаваторов являются Caterpillar (США), P&H (США), Komatsu (Япония), Hitachi (Япония), Liebherr (Германия) и Taiyuan (Китай). Все более высокие позиции в мире занимают китайские производители, обеспечивающие в первую очередь удовлетворение внутреннего спроса, а также осуществляющие поставки за рубеж (в том числе в страны Юго-Восточной Азии, Россию и СНГ).
70% парка
Россия как одна из ведущих мировых держав--поставщиков сырьевых ресурсов является и крупным потребителем тяжелых карьерных экскаваторов. При этом, как отмечают эксперты и участники отрасли, в России и странах СНГ назрела объективная необходимость масштабного обновления парка карьерной техники, особенно в сегменте карьерных экскаваторов. Карьеры России и стран СНГ в основном оснащены российской экскаваторной техникой (до 70% парка). Наиболее популярные экскаваторы на крупных российских карьерах — ЭКГ-10, ЭКГ-15 и их модификации (емкость ковша от 5 до 15 кубометров). По свидетельству участников рынка и аналитиков, российские ИЗ-КАРТЭКС и "Уралмашзавод" на замену устаревающей экскаваторной технике начали поставлять более современные и конкурентоспособные модели. Например, экскаваторы ЭКГ-12К, ЭКГ-18Р, ЭКГ-20К, ЭКГ-20КМ, ЭКГ-32Р (производства ИЗ-КАРТЭКС) и ЭКГ-12А, ЭКГ-18 (производства Уралмашзавода).
Сегодня на российском рынке тяжелых карьерных экскаваторов и драглайнов примерно 70% занимает продукция двух предприятий — ИЗ КАРТЭКС и Уралмашзавода. Одними из ведущих игроков данного сегмента внутреннего российского рынка также являются американские P&H и Caterpillar и производители гидравлических экскаваторов.
Вследствие кризиса последние несколько лет сократился объем производства экскаваторов в России всех типоразмеров из-за недостаточного количества заказов. Наиболее значительный спад производства пришелся на октябрь--ноябрь 2008 года. 2009 год ознаменовался обрушением рынка карьерной техники (в частности, карьерных экскаваторов) сразу на 39% по отношению к уровню 2008 года. Хотя в 2010 году рынок резко вырос — на 50%, но затем темпы роста стали более умеренными: 3-5%, но так и не превысив уровня предшествовавших периодов.
В силу специфики применения горной техники объемы ее производства находятся в прямой линейной зависимости от спроса. ИЗ-КАРТЭКС и Уралмашзавод могли бы выпустить гораздо больше продукции, но реального рыночного спроса на технику не было. То есть оценивать качество и возможности национальных производителей по количеству поставленной техники в данном случае было бы абсолютно неверно.
И это касается всех типов техники: от малых механических лопат (электрических экскаваторов) до шагающих гигантов (драглайнов): в 2003-2008 годах наблюдался значительный подъем производства, сменившийся кризисным спадом более чем в три раза.
Производство многоковшовых экскаваторов роторного типа в России в 1997-2013 годах, по данным Росстата, не превышало девяти штук в год. В 2009 году, по официальным данным, не было выпущено ни одного роторного экскаватора.
Аналитики отмечают, что российское экскаваторостроение никогда не являлось объектом протекционистской политики государства. Отечественные производители карьерных экскаваторов в прошлом не имели льгот и дотаций со стороны государства. При этом таможенная пошлина на ввоз импортных карьерных экскаваторов в Россию составляет несущественные 5% — этого не достаточно для защиты собственных производителей, и им приходится фактически напрямую конкурировать с куда более мощными производителями, обладающими к тому же серьезным финансовым ресурсом для предоставления льготных и благоприятных условий.
Структура поставок
Основные страны, производящие экскаваторную технику, импортируемую Россией,— это в первую очередь развитые страны: США, Япония, Германия. Однако в последнее десятилетие на серьезные рыночные позиции претендует и Китай. Каждая из этих стран ежегодно выпускает оборудования на сумму не меньше $1 млрд.
Одна из характерных особенностей рынка тяжелого карьерного оборудования — высокий уровень экстерриториальности: до половины всей произведенной техники зарубежных производителей поставляется на экспорт. Наибольшее количество гидравлических карьерных экскаваторов поступает в Россию из Японии (около 42%), на втором месте — США, на третьем — Германия, наиболее мощные карьерные экскаваторы поставляются из США.
За последние три года в Россию было ввезено десять карьерных электромеханических экскаваторов на сумму $143 млн. Поставлено за рубеж было около 80 единиц электромеханических экскаваторов. В структуре импортных поставок экскаваторов-мехлопат ведущим поставщиком выступают США (75% по натуральному выражению и 69% — по стоимостному). Второе место занимает Китай.
И начиная с 2005 года в Россию ежегодно ввозится около 120 карьерных гидравлических экскаваторов на сумму примерно $200-230 млн.
В свою очередь экспортные поставки российских экскаваторов в последние годы осуществлялись на Украину, в Казахстан, Узбекистан, Монголию, Китай, Индию.