Конституционный суд не стал сверять законы с договорами
Противоречие между Гражданским кодексом и нормами ВТО осталось неустраненным
Конституционный суд (КС) отказался вмешаться в спор о норме Гражданского кодекса (ГК), разрешающей бездоговорное управление авторскими правами. Обязательство о его отмене перед ВТО Россия не выполнила. КС подтвердил приоритет договора с ВТО, переадресовав проблему президенту и правительству.
В КС обратился 15-й арбитражный суд (АС) Ростовской области, разбираясь в споре Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) с ООО "Текстиль-маркет "Модер мужская одежда"". Ответчик крутил в магазине записи Дениса Майданова, Валерия Меладзе и Евы Польны без договора с исполнителями. У ВОИС тоже нет договора c ними о защите их авторских прав, но ростовский АС признал, что ГК разрешает аккредитованным Минкультом организациям (в том числе ВОИС) бездоговорной сбор вознаграждений в пользу правообладателей. Судья апелляционного суда Владимир Галов считает, что это не согласуется с зафиксированным в 2011 году обязательством РФ перед ВТО. РФ обещала отменить спорную норму до 1 марта 2013 года, сообщил КС судья Галов, а судебная практика ее применимости противоречива.
В августе 2013 года, когда Минкульт переаккредитовал РАО на десять лет, уполномоченный по защите интеллектуальной собственности при бизнес-омбудсмене РФ Анатолий Семенов заявил, что это "демонстративное наплевательство на обязательства России перед ВТО о прекращении РАО и его клонами сбора денег за правообладателей, которые не уполномочивали их на это". Сохранение госаккредитации на коллективное управление авторскими и смежными правами лоббировал, в частности, Российский союз правообладателей Никиты Михалкова, обращавшийся по этому поводу к вице-премьеру Игорю Шувалову. Против выступал заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин: "Аккредитованные организации не являются объектами обязательных аудиторских проверок и не декларируют публично размеры полученных отчислений".
КС подтвердил, что Конституция "исходит из принципа добросовестного выполнения международных обязательств", а протокол о ВТО является основанием для включения его "в правовую систему" РФ. Но меры по выполнению международных договоров должны принимать президент и правительство. А КС определять способ исполнения обязательств и проверять законы на соответствие договорам не уполномочен, говорится в решении.
"Изменение наших отношений с ВТО не планируется",— заявил "Ъ" полпред Госдумы в КС Дмитрий Вяткин. Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев заявил, что "КПРФ давно выступает за то, чтобы выйти из ВТО": "Кроме удавки мы ничего не получаем, все эти обязательства внутри России не работают, а если бы ВТО выполняла свои обязательства, санкции были бы невозможны". По его словам, в "Единой России" единого мнения по этому вопросу нет, поэтому "все будет так, как определит правительство". Адвокат Александр Муранов, представлявший в КС жалобу думской оппозиции на процедуру вступления РФ в ВТО, полагает, что "КС мог сказать, что законодательство должно быть приведено в соответствие с международным договором", но занял позицию "ни вашим ни нашим". Власти будут затягивать исполнение обязательств "до последнего, пока кто-нибудь не пожалуется в ВТО", считает он.