Российская платежная экспансия

Как отечественная система переводов завоевывает мир

Согласно прогнозам Всемирного банка, объем денежных переводов в развивающиеся страны в этом году составит $435 млрд. Российские компании на этом рынке играют заметную роль — только на долю платежной системы Contact приходится 40% трансграничных переводов по целому ряду стран.

МАРИЯ ИВАНОВА

Российские платежные системы не первый год строят планы экспансии за рубежом, и их интерес очевиден: на долю развивающихся стран приходится значительная часть мирового рынка трансграничных переводов ($435 млрд). При этом комиссионный доход на рынке денежных переводов снижается. Сегодня это глобальный тренд: по данным Всемирного банка, в третьем квартале 2014 года в мире средний уровень комиссии упал до 7,9% от суммы перевода по сравнению с 8,9% годом ранее.

Центробанк еще в прошлом году отмечал, что в России комиссии достигли минимального уровня среди стран G20: 1,7% от суммы перевода. Девальвация рубля резко повысила интерес западных банков к российскому рынку. Денежные переводы в России с выплатой в рублях стали интересны в том числе из-за заработка на конверсии валют. А в свете снижающихся комиссионных доходов и для банков--партнеров платежных систем возможность зарабатывать на конвертации рубля становится принципиально важной.

Тем не менее прогнозы динамики российского рынка можно назвать умеренно пессимистичными. По оценкам аналитиков Всемирного банка, ослабление экономического роста в России, девальвация рубля и санкции со стороны Запада спровоцируют замедление роста денежных переводов в Европе и Центральной Азии (ЕЦА) — 2,2% в 2014 году против 7,5% в 2013 году.

Высокая конкуренция на рынке денежных переводов заставляет компании эволюционировать как технологически, так и с точки зрения расширения линейки услуг. "Если говорить о странах с огромными территориями, где тяжело создать банковскую структуру, там мы уже предлагаем доставку на дом, то есть той же почтой, которая предлагает клиентам наравне с доставкой посылок финансовые услуги. Например, клиенту могут на дом принести деньги или чек, который может быть обналичен в любом отделении почты или банка",— рассказывает вице-президент Contact по развитию каналов продаж в странах дальнего зарубежья Елена Гафарова.

Если в России и странах СНГ все остановилось на переводах между физическими лицами без открытия счетов, то международный тренд предполагает больше прозрачности. Все заметнее рост переводов на банковские счета. И это справедливо не только для зарегулированных США и Европы, но и для Китая.

В конце концов, глобализация бизнеса приводит к тому, что российские компании начинают играть все большую роль на международном рынке денежных переводов. Неудивительно, что они стремятся занять свою нишу на наиболее перспективных направлениях с точки зрения бизнеса. Сейчас самый заметный рост рынка денежных переводов Всемирный банк прогнозирует именно в Азии — плюс 7% в этом году, с объемом рынка в $122 млрд.

Индия, Китай и Филиппины — крупнейшие получатели на этом рынке. Поэтому российские системы наращивают здесь свой бизнес. Причем стремятся занять пустующие места на отдельных локальных сегментах: к примеру, когда Contact вышел на рынок Филиппин, сначала система осуществляла выплату наличных и переводы на счета, а затем предложила новую услугу — оплату социальной страховки, которую филиппинцы должны производить ежемесячно.

В результате этой экспансии Contact удалось наладить связи с партнерами из Европы и США. "Английским компаниям стала интересна наша сеть в Пакистане и на Филиппинах, европейским — в Монголии, американским — в Китае и Вьетнаме. Компании с Ближнего Востока интересуют Бангладеш, Пакистан и Индия,— рассказывает Елена Гафарова.— Налаживанию связей с американскими компаниями способствовало то обстоятельство, что Contact имеет прямые партнерские отношения с крупнейшими банками и компаниями в этом регионе уже на протяжении десяти лет. Свою экспансию в Азию мы начали в 2005 году, подписав соглашение с "дочкой" Bank of China. Тогда мы открыли переводы физическим лицам в Китае в иностранной валюте с выплатой как на счета, так и без открытия счетов. После этого были открыты переводы на счета юридических лиц, а с 2014 года клиенты Contact могут осуществлять переводы на карты China Union Pay — национальной платежной системы Китая".

Особенностью работы платежных систем в Азии является то, что выплату денежных переводов в основном осуществляют банки. При этом с Contact партнеры предпочитают работать не через SWIFT (система межбанковских коммуникаций), а через платформу самой системы — Contact NG. Сложной задачей для отечественных игроков стали такие направления Южной Азии, как Бангладеш, Пакистан, Филиппины и т. д. Так сложилось, что исторически российские системы предоставляли партнерам возможность выплат в трех валютах денежного перевода: в долларах, в евро и в рублях. "Такие валюты, как филиппинский песо или бангладешская така, являются в России экзотикой. Они не котируются ЦБ, не торгуются на рынке",— отмечает Елена Гафарова.

При этом расчеты с партнерами из этих стран платежная система должна осуществлять именно в местных валютах. "В ряде стран это требование закреплено законодательно. Есть страны, где банки просто технически не могут вести бухгалтерский учет и формировать платежные документы в двух валютах одновременно — в расчетной и в местной. Более того, западным клиентам, особенно в США и Европе, где очень жесткий финансовый контроль, необходимо еще на этапе формирования перевода знать курс и точную сумму выплаты, то есть эту информацию мы должны передавать как выплачивающей, так и отправляющей стороне. Притом что курс той же индийской рупии меняется по нескольку раз на день, и есть еще такой челлендж, как разница во времени",— рассказывает Елена Гафарова. Среди последних направлений, где Contact с партнерами запустил услугу денежных переводов с выплатой в национальных валютах,— Нигерия (по оценкам Всемирного банка, на данный момент это пятый по величине получатель денежных переводов в мире: $21 млрд), а также Лаос и Камбоджа.

Вся лента