Крупный бизнес просят вернуться в Россию по-хорошему
Минэкономики ищет стимулы для деофшоризации
Как стало известно "Ъ", Минэкономики направило в правительство составленный вместе с РСПП перечень мер по стимулированию возврата в РФ дочерних компаний системообразующих российских предприятий. Принудительной деофшоризации ведомство предлагает подвергнуть лишь узкий круг предприятий, выполняющих гособоронзаказ. Остальным системообразующим компаниям предложен набор стимулов для добровольной репатриации — по части правил обращения ценных бумаг, налогов и корпоративного управления.
Принципиальное решение о принудительной деофшоризации крупных российских предприятий было принято на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 28 октября (подробнее в "Ъ" от 11 ноября). Тогда было решено, что репатриация должна затронуть все системообразующие организации — с оговоркой, что для минимизации ущерба этот процесс может проходить поэтапно. Напомним, определить, какие именно предприятия считать системообразующими для их принуждения к нахождению в юрисдикции РФ, Владимир Путин поручал правительству в мае.
В имеющемся у "Ъ" письме замминистра экономики Николая Подгузова от 28 ноября в адрес правительства, ведомство излагает последние наработки, сформулированные по итогам прошедшего 17 ноября у помощника президента Андрея Белоусова совещания по этой теме. Минэкономики отмечает, что определения системообразующей организации в российском праве нет, но при желании значимые предприятия можно было бы выделить по выручке, численности занятых и доле на рынке. Но Минэкономики полагает, что применять к частным компаниям меры принуждения к возврату в Россию нецелесообразно — должны работать стимулирующие меры. Поскольку такие стимулы будут не адресными, а предназначенными всему бизнесу, в нормативном определении системообразующих организаций необходимости нет,— изящно уходит ведомство от исполнения этой части поручения.
Господин Подгузов отмечает, что даже предприятия, работающие на оборону и безопасность (разработка вооружений, добыча полезных ископаемых на участках федеральных недр и прочее) вынуждены использовать дочерние компании, зарегистрированные по праву других государств. В том числе — для структурирования сложных финансовых сделок или выстраивания структур корпоративного управления. Если же речь идет об использовании офшоров ради снижения налогов, то для противодействия этому у властей уже есть другие инструменты — недавно принятый закон о контролируемых иностранных компаниях, напоминает ведомство. Еще один аргумент против принудительной деофшоризации — сложности ее исполнения на практике. Перерегистрировать иностранное юрлицо в РФ технически невозможно — смена юрисдикции потребует ликвидации организации и продажи ее активов материнской компании. Последняя в таком случае понесет финансовые потери (включая дополнительные налоги) или даже будет вынуждена прекратить деятельность на территории зарубежного государства.
Исходя из этого, ограничение на юрисдикцию Минэкономики предлагает ввести только для ряда контролируемых государством системообразующих организаций. В частности — для головных исполнителей гособоронзаказа и для предприятий, у которых на него приходится более 50% выручки за трехлетний период (перечень предложено составить Минпромторгу). Остальные ключевые компании предлагается стимулировать к добровольному возвращению "дочек" в Россию.
В подготовленном ведомством перечне "пряников" — девять позиций, реализовать которые предложено до июня 2015 года. Большая их часть посвящена фондовому рынку. Это смягчение условий выпуска ценных бумаг в соответствии с нормами, принятыми в зарубежных юрисдикциях. Эмитентам предлагается дать возможность не регистрировать эмиссию, ограничиваясь лишь уведомлением Банка России в случае если речь идет не только об открытой, но и о закрытой подписке, и об акциях, не торгующихся на бирже. Также предложены поправки к законодательству, разрешающие заключать сделки с акциями до госрегистрации их выпуска (речь идет о предварительных договорах продажи еще не выпущенных ценных бумаг). Кроме того, для повышения привлекательности зарегистрированных в РФ компаний предложено снятие ограничений на обращение российских ценных бумаг за рубежом. Также в плане — повышение интереса к не работающей в России практике корпоративных договоров (соглашений акционеров), налоговые льготы для холдингов, введение исключений из правил "тонкой капитализации" для кредитов, обеспеченных иностранными акционерами.
Отметим, что почти все эти меры взяты из недавних также имеющихся у "Ъ" предложений РСПП — поэтому это объединение письмом его президента Александра Шохина план Минэкономики уже поддержало. Минфин и ЦБ своих предложений к проекту пока не представили.