Туроператорам подняли планку

Чиновники создают сразу два страховых фонда

Правительство одобрило одну из самых спорных поправок к туристическому законодательству. По решению властей туроператоры должны будут платить взносы сразу в два страховых фонда — общий и персональный. Новая система, если ее одобрит Госдума, может привести к увеличению расходов компаний более чем на 40% в год.

Фото: Степан Рудик, Коммерсантъ

Правительство одобрило изменения в туристическое законодательство, усиливающие финансовую ответственность туроператоров. Теперь поправки будут внесены на рассмотрение в Госдуму. Как пояснили "Ъ" в Минкульте, курирующем туризм, на заседании одобрены меры, ранее предложенные министерством.

Так, нижней палате парламента предстоит рассмотреть новый порядок формирования резервного фонда операторов, работающих в сфере выездного туризма. Сейчас все компании ежегодно вносят в межотраслевой фонд "Турпомощь" 100 тыс. руб. и 0,1% от оборота. По замыслу чиновников, сумма 100 тыс. руб. сохранится только для компаний, отправляющих на отдых не более 100 тыс. туристов в год. Взнос 300 тыс. руб. предлагается установить для турфирм, продающих за год от 100 тыс. до 500 тыс. пакетов. Остальные игроки будут вносить в фонд 500 тыс. руб. в год. Всем туроператорам, выходящим на рынок, придется заплатить единовременно еще один взнос — 100 тыс. руб. По словам гендиректора компании "Пегас туристик" Анны Подгорной, формированием и управлением фондом, скорее всего, по-прежнему будет заниматься ассоциация "Турпомощь". "Изменится только его название, до сих пор фонд называли компенсационным, теперь — резервным",— объясняет она.

Новшеством может стать формирование персонального фонда финансовой ответственности для каждого туроператора. Его размер чиновники рассчитывают определять на основании прогнозируемого оборота компании, умножая количество туристов на 100. То есть оператору, который планирует отправить за границу 100 тыс. клиентов, потребуется персональный фонд размером 10 млн руб., 300 тыс.— 30 млн. Сейчас туроператор, чей оборот достигает 350 млн руб. и продавший за год 5,5 тыс. путевок, должен ежегодно вносить в общий фонд около 450 тыс. руб. В случае утверждения всех изменений сумма вырастет до 638,5 тыс. руб., то есть на 41%. По словам госпожи Подгорной, эти поправки действительно могут существенно увеличить нагрузку на ее компанию, не уточняя детали.

Тратить средства обоих фондов предлагается на экстренный вывоз туристов из-за рубежа. Планируется, что, если компания заявит о своей несостоятельности, сначала будут тратиться деньги из персонального фонда, затем — из резервного, объясняет представитель Ростуризма Ирина Щеголькова. По ее словам, благодаря введению персональных фондов чиновники рассчитывают отказаться от требования финансовой гарантии для туроператоров. Пока ее размер просто изменится. В числе одобренных правительством поправок — предложение об увеличении минимальной страховки или банковской гарантии с 30 млн до 50 млн руб. Предполагается, что в 2015 году компаниям понадобится обеспечение на сумму 3% от прошлогодней выручки, а с 2016 года — 5%. Сейчас компании с оборотом более 250 млн руб. страхуют ответственность на 12% от него.

Впервые с проблемой возможной нехватки средств на эвакуацию туристов власти столкнулись минувшим летом, когда из-за массовых банкротств туроператоров пострадали, по оценке врио главы Ростуризма Олега Сафонова, около 65 тыс. человек. Размер фонда "Турпомощи" при этом составлял 360 млн руб. Ассоциация не заявляла о нехватке средств, но уже в сентябре попросила своих членов заранее уплатить взносы за 2015 год. Тогда же рабочая группа при Минкульте представила первые поправки к закону о туризме и другие документы, регулирующие отрасль. С тех пор текст документа неоднократно корректировался.

Александра Мерцалова

Вся лента