Госзаказ вырос в цене
Введение контрактной системы вызвало удорожание госзакупок
Объем закупок, совершенных по завышенным ценам в общем размере госзаказа за период с июля 2013 года по июнь 2014 года, вырос на 4,8% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего периода, составив 278,2 млрд руб., утверждают авторы «Национального рейтинга прозрачности госзакупок».
Потери государства от госзакупок, совершенных по завышенным ценам за период с 1 июля 2013 года по 30 июня 2014 года, составили 278,2 млрд руб. (без учета инфляции) — такие данные приведены в исследовании Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) «Национальный рейтинг прозрачности закупок-2014». В среднем уровень завышения цен на закупаемые товары (по отношению к соответствующим рыночным ценам на них) по государственному сектору достиг 6,3%, что на 0,8% больше аналогичного значения сопоставимого периода 2012–2013 годов. Максимальный уровень завышения закупочных цен был зафиксирован в федеральном сегменте — 9,2 %. Уровень завышения в региональном сегменте оценивается в 5,4%, в муниципальном — 4,5 %. «Во втором полугодии 2013 года заказчики спешили провести как можно больше процедур «впрок» по старым правилам (напомним, с 2014 года система госзаказа работает по новому законодательству), и в таких условиях им было важно, чтобы закупка состоялась в любом случае, даже без снижения начальной цены»,— отмечает Антон Назаркин, председатель оргкомитета рейтинга.
В итоге доля потерь от завышенных цен в общем объеме госзаказа достигает 5,96% (за отчетный период он составил 6,64 трлн руб., что на 10% больше аналогичного показателя прошлого года). Хотя число государственных и муниципальных заказчиков увеличилось на 16%, среднее количество участников состоявшихся процедур в федеральном сегменте снизилось на 0,3 по сравнению со значением 2012–2013 года и составило 2,8 (что соответствует показателю, зафиксированному в 2009 году). Этот показатель снизился на 0,3 и в региональном сегменте — число участников процедур там составило 3,1. По словам господина Назаркина, снижение числа участников закупок также вполне объясняется нежеланием осваивать новые методы работы с заказчиками.
Как отметили в пресс-службе ФАС, ведомство оценивает результаты от введения контрактной системы схожим образом: за рассматриваемый период госрасходы на закупки увеличились, а конкурентность процедур заказа снизилась. Со своей стороны, в Минэкономики заявили, что информация об исследовании в ведомство пока не поступила, а его собственная оценка эффективности закупок будет разработана в следующем году в соответствии с постановлением правительства о мониторинге закупок. Ранее директор департамент развития контрактной системы Минэкономики Максим Чемерисов, комментируя результаты проведенного Счетной палатой мониторинга эффективности использования бюджетных средств, направленных на госзакупки за девять месяцев 2014 года, заявлял, что ожидать существенных результатов за первые девять месяцев действия закона о контрактной системе преждевременно.