Россия денег на климат не бросает
Внешнее и внутреннее финансирование снижения выбросов в РФ оказалось под вопросом
Дальнейшее финансирование мер по снижению выбросов парниковых газов и программ низкоуглеродного развития в РФ поставлено под угрозу, признают российские чиновники и эксперты, участвующие в проходящей в Лиме (Перу) климатической конференции ООН. Из-за санкций в отношении РФ ряд потоков глобального "зеленого" финансирования стал недоступен для России. Одновременно из-за нарастающих проблем с российским бюджетом урезаются ассигнования на внутренние программы повышения энергоэффективности и снижения выбросов.
В рамках проходящей в Лиме климатической конференции ООН делегация РФ подтвердила свои планы в этой сфере: это снижение выбросов парниковых газов по сравнению с уровнем 1990 года на 25% к 2020 году и на 30% — к 2030-му; повышение доли использования биотоплива транспортом с 0% до 8% к 2018 году; рост уровня энергетической утилизации отходов сельского хозяйства, пищевой и лесной отрасли с 3% до 80% к этой же дате. Советник президента РФ по климату Александр Бедрицкий и начальник отдела энергоэффективности и экологии Минэкономики Владимир Максимов рассказали на конференции о том, что именно предстоит сделать российским чиновникам для снижения выбросов на федеральном и региональном уровне (напомним, соответствующий план мероприятий был принят правительством РФ в апреле этого года).
Однако реализации всех этих планов могут помешать новые проблемы — на этот раз финансовые. По словам Георгия Сафонова из НИУ ВШЭ, внешние и внутренние источники средств для работы по снижению выбросов практически иссякли. По его словам, ряд международных источников финансирования, в том числе средства Глобального экологического фонда (GEF), стали временно недоступны из-за внешнеполитической ситуации — финансирование новых и даже уже утвержденных проектов в РФ заморожено. Межправительственные финансовые механизмы из-за санкций сейчас также перестали действовать. Так, по данным "Ъ", еще в начале 2014 года РФ находилась в довольно продвинутой стадии переговоров с Японией по поводу соглашения о сотрудничестве в рамках внекиотского механизма двусторонней торговли Joint Carbon Mechanism ("Совместный углеродный механизм"), утвержденного еще в 2012 году в Дохе. Но сейчас этот проект заморожен. В новом климатическом посткиотском соглашении (должно быть утверждено в 2015-м и вступить в силу в 2020-м) способы финансирования, в которых могла бы поучаствовать РФ, пока не предусмотрены. Что касается совместных проектов в рамках первого периода действия Киотского протокола, то они недоступны из-за непринятия РФ обязательств в рамках второго периода этого соглашения (напомним, Россия установила только внутреннюю цель по выбросам).
Одновременно из-за ожидаемых в 2015 году проблем с российским бюджетом появились сложности и в части собственных средств. Как рассказал "Ъ" Владимир Максимов, для реализации плана по снижению выбросов к 2020 году предполагалось разработать проектный механизм мер по киотской модели. "Мы хотели совместить проекты по снижению выбросов с программами в области энергоэффективности, используя деньги, выделяемые бюджетом на последние (5,5 млрд руб. в 2014-м), однако в законе о бюджете на 2015 год таких средств уже нет",— говорит Владимир Максимов.
Нехватка денег "на климат" уже заставляет корректировать отдельные целевые показатели в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Так, в рамках конференции в Лиме Владимир Максимов предположил, что ранее заявленная цель снижения энергоемкости на единицу ВВП на 40% к 2020 году вряд ли будет достигнута, доля же ВИЭ в энергобалансе, скорее всего, составит к этой дате 2,5% вместо ожидавшихся ранее 4,5%.