Власти Турции подводят итоги по делу о попытке госпереворота
Анкара отрицает обвинения в ущемлении в стране свободы слова
В Турции подводят итоги расследования по делу о попытке госпереворота. По обвинению в причастности к заговору против правительства на прошлой неделе был задержан 31 человек, в том числе представители оппозиционных СМИ и офицеры полиции. Сегодня стамбульский суд огласил решение об аресте четверых из них. Турецкие власти отрицают обвинения в ущемлении свободы слова, заверяя, что ведут борьбу с реальным противником, угрожающим стране «цветной революцией». В турецком правительстве "Ъ" просят не воспринимать происходящее как акт давления на СМИ – вопреки обвинениям, звучащим от европейских партнеров Анкары.
Сегодня стала известна развязка скандала, разгоревшегося в Турции в конце прошлой недели, когда после серии рейдов под арестом оказались представители оппозиционных СМИ и высокопоставленные полицейские чиновники в 13 провинциях – всего 31 человек, по подозрению в причастности к деятельности террористической организации, подлоге и клевете. Глава турецкого МВД Эфкан Аля после случившегося объявил, что аресты позволили «предотвратить попытку госпереворота».
В ответ оппоненты властей обвинили их в посягательстве на свободу слова – наибольшее возмущение вызвали аресты редактора оппозиционной газеты Zaman Экрема Думанлы и главы издательской группы Samanyolu Хидайета Караджи. Их сторонники вышли на улицы Анкары и Стамбула под лозунгами «Свободную прессу не заставят замолчать», что послужило поводом для жесткой критики в адрес Анкары от ее европейских партнеров, в том числе главы внешнеполитической службы ЕС Федерики Могерини. В Брюсселе объявили, что турецкие власти посягают на свободу СМИ, тем самым пренебрегая ценностями европейской демократии (см. "Ъ" от 16 декабря).
В турецком руководстве любые обвинения в посягательстве на свободу слова отрицают и по-иному объясняют логику, которой руководствовались во время серии недавних арестов. В переданном "Ъ" отчете, подготовленном одной из структур при турецком правительстве, говорится: «Двое из задержанных – руководители СМИ, еще около десяти заняты деятельностью в сфере фильмоиндустрии, поэтому операция против них и была воспринята как “акт давления на прессу”». При этом, говорится в документе, использование выражения «полицейские рейды» несправедливо хотя бы потому, что «Хидайет Караджа сам пришел в участок из собственного дома»; Экрем Думанлы же не захотел явиться лично – «поэтому и был выведен из здания центрального офиса Zaman в рамках обычной процедуры».
Все эти действия, заверяют в турецком правительстве, были предприняты в рамках спецоперации по нейтрализации «террористической организации», во главе которой находятся сторонники живущего в США влиятельного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, противника президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Конфликт между Эрдоганом и Гюленом не утихает по меньшей мере год – с момента, когда последователи проповедника инициировали масштабные антикоррупционные разбирательства против самого Эрдогана и людей из его ближайшего окружения (см. "Ъ" от 20 декабря 2013 года). И газета Zaman, и телеканал Samanyolu считаются медийными структурами, тесно связанными с Фетхуллахом Гюленом.
Сегодня стамбульский суд принял решение освободить Экрема Думанлы и еще 8 подозреваемых под подписку о невыезде, однако они по-прежнему остаются фигурантами дела по попытке совершить госпереворот и находятся под судебным контролем. Аналогичное решение было принято и в отношении группы сценаристов сериала «Единая Турция» («Tek Turkiye»), демонстрировавшегося по телеканалу Samanyolu и, по версии властей, «работавшего на идеи заговорщиков против правительства».
Более суровый приговор был вынесен Хидайету Карадже, признанному лидером «террористической организации», и трем другим, по версии следствия, ее участникам – бывшему главе департамента стамбульской полиции по борьбе с терроризмом Туфану Эргюдеру и еще двум полицейским рангом пониже. Все они якобы работали в защиту идей Фетхуллаха Гюлена, опирающегося на труды турецкого исламского богослова Саида Нурси. В России, к слову, эти труды признаны экстремистскими и в 2007 году запрещены решением Коптевского суда Москвы (см. "Ъ" от 3 марта).
В переданном "Ъ" отчете говорится, что сторонники Гюлена занимались среди прочего и фабрикацией улик против действующего в Турции религиозного общества «Тахшийе» (его лидер – имам Мехмет Доган). Конфликт между последователями Мехмета Догана и сторонниками Фетхуллаха Гюлена длится якобы с 2009 года, когда в газете Zaman стал регулярно публиковаться компромат на «Тахшийе», а сериал «Единая Турция» на телеканале Samanyolu метафорично представлял ее в роли стремящейся к анархии «темной силы». После серии доносов на «Тахшийе» против нее было инициировано расследование по обвинению в подготовке серии терактов в Турции и в связях с «Аль-Каидой», всего по этому делу в 2010 году были задержаны 122 человека, сам Мехмет Доган позднее был освобожден после 17 месяцев тюремного заключения «по причине отсутствия доказательств». В защиту «Тахшийе» накануне выступили и источники турецкой газеты Sabah в Госдепартаменте США, которые на условиях анонимности опровергли давние слухи о связях этой религиозной группы с «Аль-Каидой».
Дело по фальсификации улик против «Тахшийе» как раз и привело к расследованию, завершившемуся серией последних арестов – оно началось в связи с жалобами связанных с «Тахшийе» жителей Турции. Собеседники "Ъ" в турецких госструктурах говорят, что последователи Мехмета Догана были наказаны по ошибке, улики же и клевета на них сфальсифицированы последователями идей Фетхуллаха Гюлена, до недавнего времени занимавшими ключевые посты в полицейских и судебных структурах Турции (см. "Ъ" от 23 октября).
Историю с обществом «Тахшийе» и последними арестами, подвергшимися жесткой критике ЕС, власти Турции трактуют как часть расследования по делу о так называемом параллельном государстве сторонников Фетхуллаха Гюлена, известном также как «Джемаат» («религиозное общество») или «Хизмет» («служба»). Собеседники "Ъ" в Анкаре заверяют, что структуры, афилированные с проповедником, в том числе и медийные, представляют для Турции куда большую угрозу, не исключая и сценария подготовки «цветной революции». Суд Стамбула сегодня вынес решение об аресте самого Гюлена, покинувшего Турцию в 1998 году, и теперь Анкара может потребовать у руководства США его экстрадиции.