"Компании электронной коммерции будут объединяться, чтобы выжить"
В новом году российские потребители перейдут в иностранные онлайн-магазины. Доля покупок в них может вырасти до 60%, сообщает Ассоциация компаний интернет-торговли. Чтобы изменить ситуацию, российские площадки должны пересмотреть сроки доставки и порядок проведения платежей, считают собеседники "Коммерсантъ FM".
В этом году доля покупок в заграничных онлайн-магазинах может вырасти до 60%. Об этом заявил исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Виталий Жигулин. По его словам, объем рынка электронной коммерции в этом году может превысить триллион рублей, в то время как в прошлом году он составлял 700 млрд. Основные причины роста — это быстрая доставка, небольшое количество потерянных посылок и наличие русскоязычного интерфейса у большинства популярных зарубежных сайтов. В связи с этим российским интернет-магазинам стоит ожидать сокращения спроса на их товары, отметил главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
"Кажется, что сейчас не самый удачный момент для вхождения на рынок в связи с тем, что покупки из-за рубежа значительно повысились в цене. Но уже в первом-втором кварталах 2015 года российские продавцы столкнутся с теми же самыми повышенными ценами. Вновь возникнет паритет цен, цены выровняются так, что крупные иностранные ритейлеры, выходящие на российский рынок, будут иметь определенные преимущества. В начале новых компаний особо не увидим, но ближе к середине, к концу года, вероятен приход новых игроков, которые, в том числе, будут заменять российские компании электронной коммерции, которые будут скупать друг друга, объединяться, чтобы выжить", — считает Казарян.
Скорее всего, к концу 2015 года доля покупок, совершенных в зарубежных интернет-магазинах, не будет выше, чем у российских онлайн-ритейлеров, считает преподаватель Высшей школы экономики, эксперт по интернет-маркетингу Федор Виридоля.
"У российской электронной торговли ниша трансграничной электронной торговли — это товары, которые можно ждать долго. И это небольшие товары. Вы не будете заказывать из Китая телевизор. Вы не будете себе оттуда заказывать холодильник. Его очень дорого оттуда доставлять, долго и непонятно, что придет. Поэтому основная ниша — это всякие технические мелочи, в основном это электронные компоненты, сетевое оборудование. Поэтому говорить о том, что электронная торговля наполовину будет состоять из зарубежных заказов, нельзя. Она, может быть, и составит половину электронной торговли, но года через три", — уверен Виридоля.
По данным компании eMarketer, в этом году объем российского онлайн-рынка (включая авиабилеты и отели) вырастет на 16% и достигнет почти $25 млрд. Для того, чтобы российские интернет-пользователи не ушли в зарубежные магазины, необходимо начать относиться к российскому е-commerce рынку как к части глобального рынка, интернет-магазины должны честно оценить свои слабые и сильные стороны по сравнению с зарубежными конкурентами, начать активно работать со своей целевой аудиторией и доказывать свои преимущества перед покупкой за рубежом, рассказал генеральный директор службы доставки "B2C платежи и логистика" Матвей Козловский.
"Российскому онлайн-рынку нужно меняться, потому что, если три года назад покупки за рубежом были доступны для людей, которые хорошо знают английский язык, привыкли платить пластиковыми картами и их было мало, то сейчас таких людей становится все больше. Зарубежный рынок к этому готовится - он делает свои сайты более привлекательными, более активно их продвигает, переводит на русский язык, пытается внедрять сервисы, которые были бы удобны для получателей, в первую очередь, короткие сроки доставки и возможность наложенного платежа. В российских интернет-магазинах наложенный платеж используется повсеместно, что вместе с оперативной доставкой и более прозрачной схемой возвратов является очень мощным стимулом для покупки внутри страны", — уверен Козловский.
Топ-тройку зарубежных онлайн-игроков составляют Aliexpress, Ebay и Amazon. По данным РБК, на их долю приходится 72,5% оборота трансграничной торговли.