S7 против адресной господдержки перевозчиков
Авиакомпания считает, что кризисные тенденции вызваны ошибками отдельных перевозчиков
Активно обсуждаемые варианты господдержки «Трансаэро» и «ЮТэйр» вызвали недовольство в отрасли. Авиакомпания «Сибирь» считает, что возникшие кризисные тенденции спровоцировали управленческие ошибки отдельных перевозчиков. Поэтому адресная поддержка может стать антимонопольным нарушением. Эксперты уверены, что выделение господдержки повлечет за собой новые просьбы о предоставлении финансирования, причем в более крупных размерах.
Гендиректор авиакомпании «Сибирь» (S7) Владимир Объедков направил письмо президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну, в котором выразил несогласие с обсуждаемыми мерами господдержки российских авиакомпаний. В документе (есть у “Ъ”) говорится, что господдержка авиационной отрасли вызывает серьезные сомнения, поскольку «отсутствуют объективные основания для признания ситуации в сфере воздушных перевозок критической». По данным «Сибири», общий объем выручки в отрасли по итогам 2014 года составит 800 млрд руб. При этом финансовый результат всех компаний прогнозируется «на нуле». Такой показатель, по мнению компании, говорит о том, что наряду с авиакомпаниями, находящимися в критическом положении, на рынке работают перевозчики, которые без господдержки способны «обеспечить устойчивую работу отрасли», говорится в письме. Поэтому дотирование авиационной деятельности, когда отрасль фактически разделена на тех, кто нуждается в господдержке, и тех, кому она не требуется, будет «априори адресной». Такие государственные преференции вряд ли могут соответствовать антимонопольному законодательству, говорится в письме.
Вопрос предоставления помощи государства авиаперевозчикам обсуждается с сентября прошлого года. На фоне спада международных авиаперевозок, банкротства туроператоров, роста платежей за лизинг и техобслуживание самолетов в наиболее сложном финансовом положении оказались «ЮТэйр» и «Трансаэро». Согласно отчетности «Трансаэро» по МСФО, на конец первого полугодия 2014 года объем краткосрочных обязательств компании составил 59 млрд руб., а долгосрочных — 66 млрд руб. при чистой прибыли 750 млн руб. Прямые долговые обязательства «ЮТэйр» перед банками к 16 декабря превышали 63 млрд руб., из них почти 52 млрд руб.— кредиты. Задолженность перед Альфа-банком превышает $150 млн. Пока официально государство согласилось поддержать «Трансаэро», предоставив ей в конце прошлого года госгарантии по кредитам ВТБ на сумму до 9 млрд руб. Для поддержки авиаперевозок правительство готово не только увеличить объем субсидий отрасли, но и, возможно, пожертвовать доходами бюджета в 30 млрд руб. в год, обнулив 18% НДС для внутренних рейсов. Этот вопрос, по данным “Ъ”, обсуждался в понедельник на совещании у Дмитрия Медведева.
В письме «Сибири» подчеркивается, что кризисные тенденции касаются деятельности отдельных перевозчиков и спровоцированы «очевидными ошибками в управлении». Речь идет об избыточных провозных емкостях в условиях общего замедления роста рынка и существенного сокращения пассажиропотока на международных авиалиниях. Среди ошибок авиакомпаний также указывается «иррациональное формирование» и использование парка воздушных судов, а также руководство «непродуманной ценовой политикой». По мнению Владимира Объедкова, недопустимо перекладывать на государство негативные последствия ведения бизнеса, а результаты деятельности перевозчиков не являются основанием для дополнительной господдержки отрасли в целом.
Между тем вчера «Интерфакс» со ссылкой на источники в профильных ведомствах сообщил, что «Аэрофлот» и S7 обратились с письмом к первому вице-премьеру Игорю Шувалову с просьбой оказать господдержку всей отрасли, а не отдельным авиакомпаниям. В секретариате Игоря Шувалова подтвердили факт получения запроса. «Письмо направлено для проработки ведомствам»,— добавили в секретариате, не предоставив подробностей. В «Аэрофлоте» и Росавиации отказались обсуждать ситуацию. В S7 опровергли факт отправки господину Шувалову письма с просьбой распространить господдержку на всю отрасль, а не только на отдельные компании. В компании подчеркнули, что только высказали позицию по ситуации в отрасли в целом и лишь в обращении АЭВТ.
Борис Рыбак из Infomost считает, что адресная поддержка сильно искажает рынок и является «верхом несправедливости». За управленческие ошибки руководителей независимых организаций приходится расплачиваться налогоплательщикам, что «в высшей степени странно», считает эксперт. Он добавил, что выделяемые госсредства фактически субсидируют неправильные стратегии деятельности авиакомпаний. В результате получаемая поддержка может спровоцировать новые просьбы о госпомощи, но в существенно больших размерах.
Авиакомпаниям обещают ноль
Для поддержки авиаперевозок правительство готово не только увеличить объем субсидий отрасли, но и, возможно, пожертвовать доходами бюджета в 30 млрд руб. в год, обнулив НДС для внутренних рейсов. Против традиционно выступает Минфин, но источники "Ъ" в отрасли считают меру самой эффективной. При этом эксперты уверены, что сохранить текущую конфигурацию авиарынка в любом случае вряд ли удастся и без банкротств перевозчиков не обойтись. Читайте подробнее