Нефтяным путем
ОПЕК теряет влияние на стоимость нефти
Нынешнее падение мировых нефтяных цен свидетельствует о том, что ОПЕК уже перестала быть тем картелем, который был создан в 1960 году из-за СССР.
В ноябре 2014 года на конференции ОПЕК в Вене было принято решение не изменять производственные квоты, несмотря на то что мировые цены на нефть упали по сравнению с июньским уровнем (выше $100 за баррель Brent) почти на 40%. Показательным для цен на нефть месяцем стал октябрь. Уже 2 октября североморская Brent и американская WTI резко подешевели: Brent сразу на $1,59, до $92,57 за баррель (в ходе торгов она дешевела до $91,55 — самый низкий уровень с июня 2012 года), а WTI — на $0,55, до $90,19. Поводом для этого стало заявление ОПЕК о том, что она не собирается сокращать производство, несмотря на слабый общемировой спрос и изобилие нефти на рынке, а также известие о том, что Саудовская Аравия снизила цены для азиатских покупателей нефти с целью потеснить конкурентов. 27 октября цена американской WTI в ходе торгов падала до $79,44, цена Brent в этот день составила $85,83 за баррель. Сразу после решения ноябрьской конференции цены продолжили свое падение — баррель Brent стал дешевле $70. А закончился год с показателем $57,33 за баррель Brent — в целом за год нефть подешевела на 48%.
Впрочем, как показали предыдущие десять лет, мировые цены на нефть сильно колебались — то невероятно возрастали, то резко падали независимо от того, сколько нефти продавали члены ОПЕК: ее производство оставалось относительно стабильным, постепенно несколько увеличиваясь (см. график ниже).
Ключевую роль в создании ОПЕК в 1960 году сыграл СССР. В мире в том году возникло явное перепроизводство нефти, и советские нефтедобытчики этому явно способствовали. В 1959-м СССР вышел на второе место в мире с добычей 2,68 млн баррелей в день, следуя за США с их 7 млн баррелей. На третьем месте находилась Венесуэла с 2 млн баррелей, на четвертом — Кувейт с 1,3 млн баррелей. C 1957 по 1959 год советская нефтедобыча выросла почти на 15%, а экспорт в капиталистические страны (прежде всего Италию, Бельгию, Норвегию, Австрию и Францию) удвоился. Надо заметить, что тогда всю нефтедобычу и нефтеэкспорт в капиталистическом мире контролировали семь крупнейших нефтяных компаний: две трети добычи приходилось на пять американских, еще одна треть — на две британские и одну французскую. Эти компании, жалуясь на обострившуюся конкуренцию со стороны СССР, снизили в 1959-1960 годах цену на нефть, добываемую ими в Венесуэле и странах Ближнего Востока, почти на $0,5 за баррель и довели ее до $1 за баррель. И именно в связи с этим правительства тех стран, где велась добыча, возмутились, посчитав, что снижение цен уменьшает отчисления западных компаний в национальные бюджеты, и создали ОПЕК. Советское правительство вело себя в конкурентной борьбе очень решительно. В частности, Никита Хрущев в ходе переговоров с руководством Финляндии открыто заявил, что ни одна капиталистическая страна, как бы она ни снижала цены, не способна продавать нефть в Финляндию дешевле, чем СССР. Советские экспортные цены действительно сильно снизились: согласно официальной советской внешнеторговой статистике, средняя экспортная цена на нефть составляла в 1959 году 15,94 инвалютного рубля за тонну, в 1960-м — 13,92 рубля, а в 1961-м — всего 12,37 рубля. Снижение коснулось прежде всего экспорта в капиталистические страны, куда нефть и без того продавалась дешевле, чем в страны социалистические. Например, в Финляндию в 1959 году она шла по 11,52 инвалютного рубля за тонну, а в 1961-м — по 9,86 рубля. В Италию в 1959 году нефть тоже продавалась по 11,52 рубля за тонну, а в 1961-м — всего по 8,58 рубля. В то же время Чехословакия в 1959 году получала советскую нефть по 20,89 рубля за тонну, а в 1961-м — по 20,82 рубля.
В начале 1970-х годов цена нефти немногим отличалась от той, которая была за сто лет до этого: около $3 за баррель Arabian Light.
И вот в 1973 году нефтепроизводящие страны Персидского залива начали выражать свое недовольство. Шах Ирана, считавшийся ближайшим союзником США на Ближнем Востоке, заявил тогда в интервью газете The New York Times: "Конечно, цены на нефть должны вырасти. А как же! Вы, западные нации, увеличили из-за девальвации доллара цену продаваемой нам пшеницы на 300%, также выросли цены на сахар и цемент. Вы покупаете нашу сырую нефть и продаете ее нам же в виде продуктов нефтехимии в сто раз дороже. Будет справедливым, если отныне вы будете платить больше и за нефть. Скажем, в десять раз".
6 октября 1973 года Египет и Сирия атаковали Израиль, начав войну Судного дня. 16 октября Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Кувейт и Катар в одностороннем порядке подняли отпускную цену своей нефти на 17% — до $3,65 за баррель. 19 октября Саудовская Аравия, Ливия и другие арабские государства объявили эмбарго на поставки нефти США, за то что американцы оказывали Израилю военную помощь. 23 октября эмбарго было распространено на Голландию: эта страна предоставила США свои аэродромы для оказания помощи израильтянам. 5 ноября арабские производители объявили о 25-процентном сокращении производства. 23 ноября эмбарго распространилось на Португалию, Родезию и ЮАР. В феврале 1974 года госсекретарь Генри Киссинджер обнародовал план по обеспечению энергетической независимости США. 17 марта арабские нефтяные министры (за исключением ливийского) объявили о снятии нефтяного эмбарго.
В 1974 году среднегодовая цена нефти взлетела до $11,58 за баррель. Мир заговорил о нефтяном кризисе. В 1979-м среднегодовая цена составила $30,03 за баррель — сбылась мечта иранского шаха о ее удесятерении. В 1980 году в связи с началом ирано-иракской войны среднегодовая цена уже составила $35,69, и это более 20 лет оставалось абсолютным рекордом. СССР меж тем наращивал нефтедобычу за счет освоения новых, ставших рентабельными месторождений, пользовался ростом нефтяных цен для увеличения продовольственного и промтоварного импорта и провел Олимпийские игры.
В 1986 году произошло катастрофическое — более чем в два раза — падение мировых цен. В начале года нефть стоила $27 за баррель, а в середине — всего $11. Вообще, спрос на нефть начал падать еще в 1981 году в связи с экономическим спадом в США и других западных странах. До этого цена на нефть выросла с $13 за баррель в январе 1979 года до $36 за баррель в феврале 1981-го — и такой быстрый рост сам по себе вызвал уменьшение потребления нефти. Для борьбы с падением цен и удержания их на уровне $34 за баррель ОПЕК впервые в истории существования этой организации пришлось прибегнуть к сокращению производственных квот: в марте 1982 года производство картеля было ограничено 17,5 млн баррелей в день. Это не очень помогло, и в 1983 году ОПЕК впервые была вынуждена снизить официальный ценовой ориентир — с $34 до $29 за баррель. В результате в 1986 году между нефтепроизводителями (как входящими, так и не входящими в ОПЕК) развернулась настоящая ценовая война. Кроме того, 7 июля 1986 года рухнул американский фондовый рынок, который до этого быстро рос. Одновременное разочарование инвесторов в акциях и нефти и привело к тогдашнему нефтяному кризису.
Нынешнее положение ОПЕК и сами члены картеля, и мировые финансовые рынки расценивают так: на цены он повлиять не может, все решают нефтяные спекулянты. "Эффективный картель нуждается в трех вещах — дисциплине, доминирующей рыночной позиции и барьерах для проникновения на рынок новых игроков. Сегодня у ОПЕК нет ни первого, ни второго, ни третьего. Члены ОПЕК не соблюдают свои производственные квоты, на них приходится всего 30% мирового нефтяного производства — этого явно недостаточно для обеспечения контроля над ценами, а число новых игроков на рынке все прибывает",— пишет британский еженедельник The Economist.
Таким образом, нынешнее падение нефтяных цен может считаться свидетельством заката картеля, созданного в условиях падения цен 1960 года, не сумевшего предотвратить падение цен 1986-го, а теперь даже не пытающегося что-либо предпринять.