Тихая обитель для бывших министров
Минувший год оказался для петербургской власти богатым на кадровые перестановки. На обычную ротацию чиновников наложились губернаторские выборы, за которыми последовало переназначение правительства. Одни "государевы люди" покидали Смольный по семейным обстоятельствам, другие — из-за конфликтов с начальством, третьи — просто потому, что нужно было уступить кому-то место.
Первой громкой отставкой 2014 года стал уход с поста председателя комитета по государственному использованию и охране памятников (КГИОП) Александра Макарова, занимавшего эту должность более двух лет. В городе мало кто скорбел о данном кадровом решении: несмотря на наличие профильного образования (генерал-лейтенант ФСБ Макаров в свое время окончил Московский архитектурный институт), он так и не стал своим для градозащитного сообщества. Чиновник не скрывал пренебрежительного отношения к депутатам городского парламента, кроме того, ему не могли простить распоряжения, которое фактически разрешало застройку Охтинского мыса, несмотря на то, что там был обнаружен целый ряд археологических памятников (за счет строительства офисных зданий либо элитного жилья "Газпром" рассчитывал вернуть средства, вложенные в подготовку к реализации отмененного проекта "Охта-центра"). Впоследствии это решение градозащитники успешно обжаловали в суде.
Туризм укрепили кадром из телекома
Комитет по развитию туризма в марте возглавила заместитель председателя комитета по промышленной политике и инновациям Инна Шалыто, заняв место Дмитрия Сачкова, который проработал на этом посту всего несколько месяцев. Госпожа Шалыто пришла в Смольный в 2013 году из телекоммуникационного бизнеса и стала одним из самых молодых и состоятельных высокопоставленных чиновников городской администрации. Она родилась в 1983 году, а доход будущего председателя комитета за 2012 год составил 16,5 млн рублей. В том же году у Инны Шалыто как у талантливой и стильной бизнес-вумен брали интервью журналы Forbes Woman и Cosmopolitan.
В конце марта Смольный покинул один из старейших чиновников — глава комитета по внешним связям Александр Прохоренко, прослуживший на этой должности 12 лет. После отставки господин Прохоренко заявил "Ъ", что не планирует продолжать госслужбу, а займется внедрением в вузах занятий по "россиеведению". На его место пришел генерал-майор полиции, выходец из КГБ Евгений Григорьев, служивший в налоговой полиции одновременно с Георгием Полтавченко. Стоит отметить, что заниматься внешними связями ему не впервой: в конце 1990-х годов господин Григорьев руководил в центральном аппарате ФСНП управлением международного сотрудничества, а после расформирования налоговой полиции до 2011 года возглавлял аналогичное управление в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков.
Апрельская рокировка
Самая значительная рокировка произошла в апреле: пост руководителя администрации губернатора занял Александр Говорунов — офицер КГБ, бывший руководитель Северо-Западного банка Сбербанка России, последнее время числившийся советником председателя правления Сбербанка Германа Грефа. По словам источника, близкого к Смольному, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и господин Говорунов знакомы уже давно (возможно, со времен службы в органах госбезопасности). Игоря Дивинского, который руководил администрацией губернатора с осени 2011 года и считается личным другом градоначальника, перевели на специально для него придуманную должность вице-губернатора по связям с федеральными органами власти. Впоследствии он стал также курировать связи с Крымом. Источник, близкий к городской администрации, в разговоре с "Ъ" не исключил, что инициатива "наложить опалу" на господина Дивинского исходила не от губернатора, а из Кремля. Это может быть связано с жалобами целого ряда предпринимателей: несмотря на то, что в полномочия господина Дивинского не входили взаимоотношения с бизнес-сообществом, он не стеснялся вмешиваться в коммерческие вопросы, причем делал это совсем не так тонко, как чиновники эпохи Валентины Матвиенко.
Подкосили простуды
Летом своего поста лишился руководитель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Александр Лобков, возглавлявший это ведомство с конца 2011 года. Отставке предшествовало нелестное замечание губернатора: в апреле, не обнаружив чиновника на заседании правительства, Георгий Полтавченко заявил, что тот слишком часто "простужается". За время работы в Смольном господин Лобков прославился победой в суде над депутатом Законодательного собрания Петербурга Максимом Резником, заявившим телеканалу НТВ о коррупции в комитете по печати. За свои честь и достоинство глава ведомства требовал 30 млн рублей, но суд постановил взыскать с народного избранника только 50 тыс. рублей. Сейчас обязанности председателя исполняет его заместитель Сергей Серезлеев.
Нового председателя в августе получил один из самых богатых комитетов — по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ; в 2014 году его бюджет составил 52 млрд рублей). Им стал генеральный директор ОАО "Мосавтодор и партнеры" Сергей Харлашкин. По данным "Ъ", его кандидатуру лоббировали сразу два вице-губернатора: "строительный" Марат Оганесян и "культурный" Василий Кичеджи — оба выходцы из Москвы. Правда, господин Кичеджи в разговоре с "Ъ" утверждал, что даже не знаком с новым главой КРТИ. Кресло председателя комитета пустовало с ноября 2013 года, когда ушел в отставку Дмитрий Буренин.
Новая волна перестановок
Новую волну кадровых перестановок принесли выборы губернатора, прошедшие 14 сентября. Победивший на них Георгий Полтавченко должен был переназначить правительство, и в новый состав "кабинета министров" перешли не все. Своих постов лишились вице-губернаторы по культуре, науке и спорту Василий Кичеджи и по ЖКХ Владимир Лавленцев. Первый из них стал руководителем исполкома регионального отделения "Единой России", а о новом месте работы второго пока неизвестно. При этом, если деятельность господина Кичеджи вызывала некоторые нарекания со стороны деятелей культуры и городских депутатов, то работу господина Лавленцева последнее время даже оппозиционные парламентарии оценивали весьма высоко. По данным депутата Законодательного собрания Петербурга Бориса Вишневского, у губернатора тоже не было претензий к Владимиру Лавленцеву, но его попросили освободить место для бывшего министра регионального развития РФ Игоря Слюняева.
Интересно, что перед приходом в Смольный господин Слюняев сменил фамилию на Албин (по словам чиновника, это фамилия его предков, от которой они были вынуждены отказаться в XIX веке). Помимо этого факта, экс-министр прославился активностью в Facebook, где он регулярно пишет посты на темы патриотизма и православия. На этой почве у вице-губернатора произошел конфликт с рядом журналистов, которые стали комментировать его заметки в критическом ключе. Устав спорить с работниками СМИ, господин Албин просто поудалял комментарии всех несогласных с ним.
Назначение Владимира Кириллова куратором петербургской культуры обескуражило общественность еще больше, чем отставка Владимира Лавленцева. Господин Кириллов не только не имеет отношения к сфере культуре (Василий Кичеджи хотя бы владел медиаактивами), но, по данным прессы, может быть причастен к ряду коррупционных скандалов. Однако господин Полтавченко в ответ на просьбу прокомментировать эту информацию заявил, что его она не смущает. "Совершил человек уголовно наказуемое деяние или не совершил, в конечном итоге определяет суд, а не средства массовой информации", — сказал градоначальник.
В конце сентября в отставку также ушел председатель комитета по благоустройству (КБ) Владимир Абраменко, занимавший этот пост с ноября 2012 года. По словам источников, близких к Смольному, причиной этого стало ослабление позиций Игоря Дивинского, который покровительствовал главе КБ. На смену господину Абраменко пришел глава администрации Московского района Владимир Рублевский.
Через полторы недели уволился глава комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Александр Пархоменко — мастер спорта по греко-римской борьбе и один из инициаторов создания Казачьей партии РФ. Господин Пархоменко возглавлял комитет с апреля 2013 года, а самым известным его деянием на этом посту стало появление на демонстрации 9 мая 2014 года с портретом Иосифа Сталина, что вызвало громкий скандал. Как утверждал чиновник, он ушел в отставку по семейным обстоятельствам: близкие Александра Пархоменко живут в Москве и ему надоело по выходным ездить из города в город. И. о. председателя назначен зампред комитета Владимир Соколов.
Не сработался с вице-губернатором
А в конце ноября ушел в отставку председатель комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), главный архитектор Петербурга Олег Рыбин, перешедший на эту должность в апреле 2013 года с поста первого заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре Москвы. Официально он уволился по собственному желанию, но, по некоторым сведениям, господин Рыбин не сработался с профильным вице-губернатором Маратом Оганесяном. Пока новый председатель не назначен, его обязанности исполняет зампред КГА Александр Тетерин.
В прошлом году своих постов лишились и некоторые главы районов. Так, в декабре уволился глава Адмиралтейского района Игорь Мясников, проработавший на этом месте чуть более двух лет. Его должность досталась бывшему руководителю Центрального района Светлане Штуковой, которую в 2010 году тогдашний губернатор Валентина Матвиенко пересадила в кресло председателя Архивного комитета. Поскольку финансовые потоки в данном ведомстве и в районной администрации несоизмеримы, считается, что это было наказанием за плохую уборку вверенной территории от снега и сосулек. Таким образом, можно сказать, что Георгий Полтавченко реабилитировал чиновницу, пострадавшую от его предшественницы.
"Кадровая политика нашего городского правительства не подчиняется никакой логике, — считает политолог Александр Конфисахор. — Ощущение такое, что люди подбираются не по профессиональным качествам — они не имеют отношения к городу и к тем сферам, которые должны курировать, — а по каким-то личным характеристикам, потому что нужно кого-то куда-то пристроить, кто-то с кем-то вместе работал, служил, молился, постился, четки перебирал. Петербург — все-таки не отстойная яма для бывших чиновников, а город с великой судьбой. Нельзя делать из него место для каких-то людишек, чтобы они тут могли до пенсии досидеть".