Цена сырой нефти упала более чем в два раза с июня 2014 года. В теории потребители должны этому только радоваться: товары будут стоить дешевле, счета за бензин, электроэнергию и газ станут короче, а лишние деньги можно где-нибудь потратить и тем самым сделать вклад в рост экономики. Естественно, при условии здоровой конкуренции, то есть не как в России, где подобные законы рынка почти не работают. Кто радуется дешевому баррелю, на каких заправках бензин стал дешевле, а где подорожал, как выглядят заправки по всему миру — в фотогалерее «Ъ».
Россия — одна из немногих стран, для которых дешевая нефть — абсолютное зло. ОПЕК низкий баррель сулит увеличение доли на рынке, он выгоден даже США, где закрываются скважины. Для азиатских же стран с низким уровнем жизни — Индии, Филиппин, Индонезии и Таиланда — падение цен на углеводороды вообще подарок судьбы.
На фото: заправка на пляже Копакабана в Рио-де-Жанейро (Бразилия)
Фото: Reuters / Ricardo Moraes
По расчетам МВФ, снижение среднегодовых цен на нефть в 2014-2015 годах на 30% (с $99 до $69 за баррель) должно привести к росту мирового ВВП примерно на 0,5%, или на $558 млрд.
На фото: плавучая заправка на реке Рио-Негро (Бразилия)
Фото: Reuters / Bruno Kelly
Больше других от низких цен на нефть должны выиграть азиатские страны: этот регион — самый большой нетто-потребитель нефти в мире (чистый импорт — 22,3 млн барреля в сутки в 2013-м). Но Китай, как и Японию, ждет снижение инфляции почти до нулевых уровней, что добавит немало проблем.
На фото: заправочная станция в Токио (Япония)
Фото: Reuters / Toru Hanai
Сейчас нефть марки Brent торгуется около $49 за баррель, и если этот уровень продержится до конца года, то мировой экономике может перепасть целый $1 трлн.
На фото: заправка в Иудейской пустыне недалеко от западного берега города Иерихон
Фото: Reuters / Baz Ratner
Последние исследования показывают, что куда больше на спрос и инфляцию влияет рост цен на нефть, а не их падение. В основном это связано с дорогостоящим перераспределением факторов производства и исторически слабой реакцией монетарных властей на снижение инфляции, которое вызвано дешевой нефтью. А в нынешних условиях, когда многие страны уже снизили ставки почти до нуля, простора для маневра еще меньше.
На фото: заправочная станция в Ставрополе (Россия)
Фото: Reuters / Eduard Korniyenko
Южной Америке, где многие страны столкнулись со стагфляцией (медленный рост при высокой инфляции), низкие цены на нефть тоже могут помочь. В числе фаворитов — Чили, Аргентина, Бразилия, Уругвай. То есть крупнейшие экономики региона.
На фото: заправка в Каракасе (Венесуэла)
Фото: Reuters / Jorge Silva
В бедных азиатских странах доля энергии в потребительской корзине гораздо выше, чем в развитых (15-18% в Индонезии, Индии и Малайзии, для сравнения: в Китае — 5%, в Японии — 7%), что тоже им только на руку.
На фото: заправка в Куала-Лумпуре (Малайзия)
Фото: Reuters / Olivia Harris
Важно, что именно привело к снижению цен — падение спроса (в основном со стороны Китая) или рост предложения (благодаря добыче сланцевой нефти в США).
На фото: заправка в Алма-Ате (Казахстан)
Фото: Reuters / Shamil Zhumatov
В первом случае общий негативный фон (особенно долгосрочный: рост долговой нагрузки у населения и безработицы) может убить всю выгоду и заставить потребителей сберегать дополнительные деньги, а не тратить их. Во втором случае активное поведение более вероятно (экономисты сходятся во мнении, что все-таки решающую роль сыграли США с их сланцевой революцией).
На фото: заправка в Каракасе (Венесуэла)
Фото: Reuters / Jorge Silva
С 1981 года влияние цен на нефть на экономики стран-импортеров стремительно снижалось. Например, даже нефтяной крах 1986-го не привел к экономическому буму, а за последние 30 лет экономики многих стран стали еще более энергоэффективными.
На фото: заправка в Кембридже, штат Массачусетс (США)
Фото: Reuters / Brian Snyder
За последние годы нефтяная отрасль США сильно разрослась, и теперь в ней занято 528 тыс. человек. В этом году она должна лишиться $150 млрд и половины занятых из-за низких цен. Это окажет серьезное давление на бюджеты таких штатов, как Северная Дакота, Вайоминг, Техас, Аляска, Нью-Мексико, Оклахома, Западная Вирджиния и Луизиана. Там же могут возникнуть локальные кризисы на рынке недвижимости.
На фото: заправка в городе Малин (Ирландия)
Фото: Reuters / Cathal McNaughton
Европе снижение цен на нефть тоже полезно, но в меньшей степени, чем Америке. Например, в 2015 году аналитики ожидают снижения цен на природный газ на 30% для европейских потребителей (на оптовом рынке они привязаны к нефтяным котировкам).
На фото: заправка в Великобритании
Фото: Reuters / Darren Staples
Американцы, против которых Саудовская Аравия и объявила ценовую войну, отказавшись сокращать добычу, по идее должны проиграть: фондовые рынки с конца декабря там лихорадит.
На фото: заправка в Алеппо (Сирия)
Фото: Reuters / Nour Kelze
По оценкам главного экономиста Moody's Analytics Марка Занди, дешевая нефть также способствует снижению налоговой нагрузки в США на $125-150 млрд, что позволит увеличить ВВП страны на 0,5%. Другие аналитики более оптимистичны и считают, что экономика США может вырасти на целый процент. И это при том, что страна импортирует только 18,5% всей используемой энергии. Единственный побочный эффект во всей этой истории успеха — инфляция на уровне 0,2% (прогноз Oxford Economics при $40 за баррель).
На фото: заправка в Газе (Палестина)
Фото: Reuters / Ibraheem Abu Mustafa
Получить максимум удовольствия от низких цен на нефть можно, но для этого необходимо, чтобы совпало почти невозможное: экономика должна быть очень энергоемкой и неэффективной, желательно с большими государственными субсидиями на бензин (то есть с бедным населением), иметь дефицит платежного баланса и большую долю нефти в импорте, страдать от высокой инфляции и при этом не скатываться в рецессию.
На фото: заправка в Лос-Анджелесе (США)
Фото: Reuters / Mario Anzuoni
Нефть — это кровь любой экономики. И если вы ее не производите, молитесь, чтобы баррель стоил как можно дешевле. Последние исследования показывают, что куда больше на спрос и инфляцию влияет рост цен на нефть, а не их падение. В основном это связано с дорогостоящим перераспределением факторов производства и исторически слабой реакцией монетарных властей на снижение инфляции, которое вызвано дешевой нефтью. А в нынешних условиях, когда многие страны уже снизили ставки почти до нуля, простора для маневра еще меньше. Читайте подробнее